БУРЖЕ-2019: КОГДА ПЕРЕСЕКАЮТСЯ МИРЫ

БУРЖЕ-2019

Жесточайшую конкуренцию на международном рынке оружия, помешавшую России в Ле Бурже, сегодня подпитывают и тренды в производстве вооружений. Они тоже были видны на авиасалоне в Париже. Иногда — буквально в двух шагах.

SAMI значит сами

Прямо напротив стенда ОАК находилась экспозиция концерна «Cаудовская военная промышленностью» (SAMI), показывавшая военную технику местного производства. Современную, но пока, в основном, наземную. Конечно, русская расшифровка названия концерна — «САМИ» — случайное совпадение. Но именно так — «будем делать сами» — ставит задачу руководство страны и глава концерна принц Мохаммед Бин Салман.
«Наша цель такова: к 2030 году более 50% военных расходов королевства должны приходиться на местное производство» — эта цитата под портретом принца встречала в шале Саудовской Аравии всякого пришедшего продать.

«Народный» истребитель

В тридцатые годы тайская дипломатическая миссия прилетела в британскую тогда Индию на …бомбардировщике. Первом, построенном в стране. Сегодня для политических жестов достаточно макетов.


Почти напротив стенда американской армии — «производственно-политическая» сенсация Бурже. Turkish Aerospace представила полномасштабный макет собственного истребителя 5 поколения и обещает, что он будет «лучшим в Европе». Истребитель задуман как способный нести все виды вооружений НАТО.
Примечательно, что Турцию, построившую первый самолёт в начале прошлого века, попросили «забыть» о собственном авиастроении почти на семьдесят лет. Весь век летали на покупном — французских, немецких, американских машинах. Потом все же возобновили производство, начав с учебно-тренировочных самолётов и истребителей, а несколько лет назад приступили прямо к проекту создания истребителя 5 поколения. И это было задолго до решения Турции приобрести российскую систему ПВО, американских ультиматумов по этому поводу и отказа поставлять истребитель F-35.
C инициативой казавшегося дерзким проекта тогда выступил руководивший Turkish Airlines невысокий энергичный крепыш профессор Темел Котил. Убедив в идее прежнего президента страны, Котил ушёл из национальной авиакомпании и возглавил общественное (!) предприятие Turkish Aerospace. Предприятие общественное потому, что истребитель — «народный»: проект финансируется наполовину из бюджета, а наполовину — за счёт средств фонда содействия армии, пользующегося широкой поддержкой населения. «Мы, как и русские — патриотичный народ и хотим самостоятельно решать как нам жить, с кем дружить и каким оружием воевать,-говорят на стенде Turkish Aerospace. И добавляют: «Тем более, что современные истребители мы способны производить и сами».

Французская газета «Эко» назвала этот макет на лётном поле Бурже «турецкой фигой» Вашингтону. Хотя стремление к локализации производства — не новость. Так давно поступает при военных закупках Индия, требующая не только продажи техники, но и передачи технологий. Так жёстко обуславливает сделки Китай, coгласившийся, например, инвестировать в возобновление выпуска немецких гидросамолётов при условии, что завод будет построен в Поднебесной. Китайские тяжёлые истребители, красиво участвовавшие в демонстрационных полётах на МАКС, создавались не без участия иностранных специалистов, но построены в стране. И флагманский российско-китайский проект дальнемагистрального CR929 тоже предусматривает сборочное производство в Шанхае. Но красоты лайнера это не умаляет…

Большому самолету — большие эмоции

В августе москвичи смогут оценить эту красоту на МАКС, где Китай выступит как партнёр авиасалона, а для полномасштабного макета фюзеляжа CR929 будет построен специальный павильон. Те из китайских специалистов, кто макет этого лайнера — совместной разработки ОАК и китайской корпорации коммерческого авиастроения COMAC — видели, не скрывают восторженных чувств:
«Маленький макет на стенде в Париже тоже красивый, но большой, в натуральную величину производит неизгладимое впечатление! Кабина пилотов одновременно «романтичная» по цветам и супер-современная по оборудованию, с удобнейшими пилотскими креслами. В салоне бизнес-класса места просторнее, чем можно себе представить. С помощью автоматически поднимающихся стеклянных стенок каждое может стать изолированным. Гнезда для электроники, зарядка для техники — для удобства пассажира предусмотрено все», — очень эмоционально рассказывают на стенде СОМАС и подводят итог: «Эта разработка отлично показывает наши технологические возможности, мы горды этим совместным проектом и рады, что посетители МАКС тоже смогут увидеть его своими глазами».

Нестандартный стенд…

Авиационный салон — не антикварный. В почете — супер-новое. Но вот стенд, где на винтажном столе — старинная лампа, книга с фотографиями Валентины Терешковой и оптические приборы в медных корпусах.
«Мы сотрудничали с СССР ещё в семидесятых, когда назывались «Карл Цейс Иена» и делали оптику для советских спутников. Потом был многолетний — с 1982 года — перерыв и сейчас у нас второй старт,- поясняет дизайн экспозиции доктор Райнхард Бергер, вице-президент фирмы «JENAOPTRONIC» (Германия).
«Мы ждём МАКС с большим нетерпением. Участвовали в нем уже несколько раз и для нас всегда удовольствие — встретиться с русскими коллегами, познакомить их с последними новинками, в частности, оптическими сенсорами орбитального контроля, которые поставляем сейчас в Азию и США. Нужны прямые встречи с клиентами, знание их планов, потребностей.
МАКС — отличная возможность для этого. Тем более, что от нас приедут и сотрудники, которые работали ещё с СССР. Очень важно, чтобы они передавали нашим молодым не только свои знания, но и опыт, дух сотрудничества. Ведь связи с Россией — часть нашей истории и большая честь для нас.»

…и необычный опыт

На Бурже, как всегда — масса военных. Однако вряди многим из них доводилось воевать …вместе с русскими.
Многолетняя история работы в нашей стране — и у французского концерна THALES. Тоже с советских времён. У руководства компании, не пропускающей ни один МАКС — прекрасное знание России и людей, большой багаж взаимодействия, громадный опыт, в том числе и …весьма неожиданный. Но, оказывается, тоже позитивный.

«Русские очень музыкальны. Когда они начали приходить в Легион, у нас появилось сразу пять капельмейстеров!»- с улыбкой вспоминает вице-президент и главный военный советник THALES генерал Ален Букан. Бывший командир Иностранного легиона, генерал несколько лет тесно общался с русскими, служившими под его началом во Франции и за границей.

«Если говорить серьёзно, то русские и, вообще, люди из бывшего СССР — прирождённые профессиональные солдаты, люди очень сильные, прекрасно ориентирующиеся, способные очень многое выдержать. Чувствуется, что ими прожита нелегкая жизнь, приучившая их преодолевать трудности. Это ценные качества и я очень привязан к опыту, полученному в Иностранном легионе и к этому периоду своей жизни. Хотя по сравнению с THALES это другой мир и я их не смешиваю…»

Взаимодействие соперников

Миры, однако, пересекаются. Потому что опыт не исчезает, а помогает. Это относится и к авиасалонам. Сегодня конкуренты взаимодействуют все теснее.
Международный авиасалон в Бахрейне, проводившийся пока всего пять раз, отличается стремительным ростом — каждый следующий вдвое больше предыдущего. На эту авиационную «VIP-встречу», проходящую при содействии англичан, приезжают только по приглашениям, здесь нет публики, но среди постоянных участников — 12 из 15 крупнейших авиастроителей мира. И 70% выставочных площадей распродаются уже за полтора года до открытия. Директор авиасалона Юсеф Мохаммед Махмуд называет его «эксклюзивным пятизвездочным авиабутиком», перечисляет престижных клиентов и рассказывает о прочных связях, установившихся с Россией.


«Как минимум несколько российских компаний приезжают всегда: «Рособоронэкспорт», «Роскосмос», «ОАК». В нашей летной программе участвовали «Русские витязи». Связи с Россией очень прочные и мы рассматриваем Бахрейн как хаб для продвижения российской авиационной и космической техники в регионе.
Очень тесно работаем с МАКС, где у нас много друзей и прекрасные отношения. МАКС — отличная площадка для того, чтобы познакомиться с возможностями российской промышленности, увидеть новинки, в том числе космической и военной техники. Потому что у России остаётся прекрасный потенциал: технические наработки, люди, производственный возможности.

Может быть единственное, что делается недостаточно — маркетинг, продвижение на международных рынках. Европейцы и американцы продают активнее. Но мы готовы помочь. Это ещё одна причина, по которой мы считаем необходимым поддерживать самые тесные связи с Россией. И с МАКС, который всегда представляет все лучшее, что в России создают. Поэтому 27 августа — я в Москве»,- говорит директор авиасалона в Бахрейне.

Лев Танский, Париж

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x