«БЛАГОНАМЕРЕННЫЕ РЕЧИ»

В этом году 10 мая исполнилось 130 лет со дня смерти Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, классика русской литературы и не только. Его считают сатириком, но это был не только писатель-сатирик, но и глубокий мыслитель. Но его имя сегодня и эта дата мало упоминаются сегодня даже в литературной прессе. Надо признать, что в наше время сатириков не уважают. Когда спросили известного артиста А. А. Ширвиндта, есть ли у нас сегодня сатира, он прямо ответил: cатиры у нас нет! Так зачем вспоминать писателей-классиков, «балующихся» сатирой. А между тем написанные без малого полтора века назад «Благонамеренные речи» (1872 — 1876) М. Е. Салтыкова-Щедрина актуальны сегодня, наверное, в большей мере, чем тогда.

Каждый из 18 очерков и рассказов — это отдельные моменты бытия, а в целом произведение дает цельное представление о жизни общества. Художественное исследование «основ» современного писателю общества, во многом похожее на современное наше, он хорошо охарактеризовал и сам: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет, что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже не суть принципы, даже для тех, которые ими пользуются». Но чем не слепок нашей жизни, хотя и прошло полтора века. Нет никакого сомнения, что классика бессмертна!
И этому подтверждение эпиграф к очерку «Охранители», взятый писателем у другого классика — А. С. Пушкина: «В сем омуте, где с вами я – Купаюсь, милые друзья!» И этот омут — русская бюрократия, о которой автор говорит с иронией: «Я всегда чувствовал слабость к русской бюрократии. И именно за то, что она всегда представляла собой, в моих глазах, какую-то неразрешимую психологическую загадку…» А Салтыков-Щедрин эту бюрократию знал-то глубоко. Но что изменилось за полтора века?
Осмысление общей идеи «Благонамеренных речей» восходит к одному из высших философски-исторических представлений Салтыкова–Щедрина, изложенных им в статье «Современные призраки» в 1863 г.
По данному в ней определению «призрак» — это такая форма жизни, которая силится заключить в себе нечто существенное, жизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь «пустоту». «Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков», — заявляет автор, относя к этому миру все общественно-экономические формации со всеми их институтами и надстройками, выработанные человечеством на всем пути его существования. Писатель назвал эти основы или идеалы «призраками», исходя из понимания их как исторически преходящих. Каждый из «призраков» обладал в свой время «истиной» или долей ее, но с течением времени утратил их и превратился в мертвую форму, угнетающую живую жизнь. В действительности же этот мир существовал и существует во всех своих «физических» реальностях, в том числе в реальностях семьи, собственности и государства.
В «Благонамеренных речах» Салтыков-Щедрин развернул свое «исследование» фундаментальных общественных «основ» современного ему «порядка вещей» не теоретически, как в «Современных признаках», а художественно и на конкретном материале русской социальной действительности первой половины 1870-х годов, которая мало отличается от действительности начала 2000-х годов.
Так же, как и в годы Салтыкова-Щедрина, мы сегодня переживаем зарождение капитализма в России. Возможно, и на другой стадии, и иного характера, но капитализма.
Михаил Евграфович понимал историческую неотвратимость капиталистического этапа в развитии России. Но он отказывался видеть в устанавливающихся новых порядках залог решающего общественного прогресса, как не видим и мы сегодня. «Основы» новых порядков, базирующихся на принципах частной собственности и социального неравенства, столь же, думал писатель, несправедливы, а значит, и несостоятельны, «призрачны» пред лицом идеала, как и «основы» порядков уходящих. В своем произведении «Благонамеренные речи» автор показывает, как ложь и лицемерие скрываются под масками благонамеренности и добропорядочности.


Один из персонажей «Благонамеренных речей» («Переписка») Феофан Филаретов, представитель «новых людей», революционной молодежи, подающий большие надежды в будущем, но привлеченный к политическому следствию за свою деятельность в тайном социалистическом кружке, говорит своему следователю: «Вы фарисеи и лицемеры! Вы, как Исав, готовы за горшок чечевицы продать все так называемые основы ваши! Вы говорите о святости вашего суда, а сами между тем на каждом шагу делаете из него или львиный ров, или серенскую прелесть! Вы указываете на брак, как основу вашего гнилого общества, а сами прелюбодействуете! Вы расписываетесь за собственность, а сами крадете! Вы со слезами на глазах разглагольствуете о любви к отечеству, а сами сапоги с бумажными подметками ратникам ставите! И крадете, и убиваете, и клянетесь лживо, и жрете Ваалу!»
Эта филиппика могла бы быть взята эпиграфом ко всем «Благонамеренным речам». Защита «благонамеренных» и исповедуемых ими «основ» обличается как опустошенная от своего содержания шелуха слов, как лицемерное повторение старых прописей, потерявших былое значение и «святость». Тот, кто прочтет эту книгу, непременно озаботится своей жизнью. А разобрать ее в небольшой статье просто невозможно, потому что каждый рассказ или очерк — это страница нашего бытия. Но кто же допустит сегодня такую книгу, конечно, она не детектив, с таким показом картин жизни, полностью соответствующих нашему состоянию общества.
Хочется только добавить пару строк к предыдущему абзацу из обращения автора книги «К читателю»: «Как бы то ни было, но принцип обуздания продолжает стоять незыблемый, неисследованный. Он написан во всех азбуках, на всех фронтисписах, на всех лбах. Он до того незыблем, что даже говорить о нем не всегда удобно. Не потому ли, спрашивается, он так живуч, не потому ли о нем неудобно говорить, что около него ютятся и кормятся целые армии лгунов?» Комментарии излишни.
Я не ставил себе задачу полностью проштудировать книгу «Благонамеренные речи», я только попытался напомнить читателю, что еще Салтыков-Щедрин показал, что за «благонамеренностью», но не деятельностью скрываются ложь и лицемерие правящих классов за маской добропорядочности.

Вадим КУЛИНЧЕНКО, публицист.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x