ПОД ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА…

Уже месяц программа фестиваля «Уроки режиссуры» радует московского зрителя. На столичных театральных площадках играют спектакли из разных городов России. Молодая режиссура уверенно шагает по Москве. Еще немного и третий фестиваль станет историей, можно будет вспоминать, как это было и наслаждаться тем, что видел, расставляя на задворках памяти по полочкам каждый увиденный спектакль и созданные актерские образы.
21 октября на Новой сцене театра Вахтангова прошел спектакль санкт- петербургского театра «Мастерская» «Счастье мое» по пьесе Александра Червинского. Режиссер – выпускник Мастерской Григория Козлова в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (РГИСИ) Андрей Горбатый-младший.
Известно, что драматург Александр Червинский не имел специального образования (он окончил архитектурный институт), однако писал киносценарии. Из-под его пера вышли и четыре пьесы, одна из которых — «Счастье мое». В основе сюжета – история 18-летней девушки Виктории, которая воспитывалась в детском доме, действие происходит после войны.
Мама девочки умерла, когда ей было два года, отец не дожил до войны. Виктория живет в школе, где и работает пионервожатой. У нее есть план – родить ребёнка во что бы то ни стало. Врачи сказали, что это нужно сделать именно сейчас, так как позже из-за состояния здоровья беременности не случится совсем. Найти человека на роль отца в послевоенном городе не так просто: Оскар Борисович – преподаватель в школе, ему за 60 – не подходит, а вот Семен Чижов – очень даже ничего и совсем не страшно, что он уже год ухаживает за Аней, подругой Вики.
Тема войны и Петербурга – тема вечная. Этот город страдал, как никакой другой, изнывая в блокаде. Возможно поэтому москвич по происхождению Андрей Горбатый берется за военную тему. Там – в Петербурге – и воздух другой, и память как живая, и война никогда не станет забытой историей, обрамленной Георгиевской ленточкой.
Сценография спектакля достаточно лаконична (художники Василий Семенов и Наталья Грошева). Сцена разделена на две части мостиком, как бы обозначая прошлое и настоящее. Неровные, искривлённые перила напоминают о тяжелом военном времени. По центру стоит золотая рама – окно, соединяющее век нынешний и век минувший – именно оттуда Семен будет говорить о международных отношениях, и о том, что перед ним открыт весь мир.
Роль Виктории исполняет Арина Лыкова. Ее голос звучит звонко, как колокольчик, она говорит быстро-быстро, словно боясь упустить момент. У нее в голове есть план – быть счастливой, для чего ей непременно нужно стать мамой.
Вика помнит, что она была счастлива тогда, давно, в довоенное время: у нее были родители, квартира и машина. Родители то и дело будут появляться в памяти: то вдвоем – играя в мяч в глубине сцены, то только отец – с ним Вика будет танцевать. Она тут – на земле, он там – на небесах (на балконе), но все время наблюдает за дочкой.
Арина Лыкова ведет свою героиню невесомо, иногда гротескно. Она одета в коричневое платье с белым воротничком, серые теплые колготки, белые шерстяные растянутые носочки и лёгкие туфли. И у этой девочки с двумя косичками есть четкий план – родить ребенка, который никогда не узнает, что такое война, и быть счастливой. И в этом у Виктории нет ни малейшего сомнения.
Сенечка, Семен Чижов в исполнении Антона Момота – простой парень, в чем-то грубоватый и прямолинейный. До встречи с Викторией не верил в себя и в то, что перед ним – весь мир. Он случайно окажется в каморке у Вики – его возлюбленная Аня в тот вечер уйдёт с другим.
Сенечка сломает ногу, прыгая с балкона, и проведет долгое время в больнице – будет много читать, в том числе и Теодора Драйзера (наверное, «Американскую трагедию», где главный герой хотел завоевать мир), и наконец поверит, что перед ним открыт весь мир. В последний вечер он придет предупредить Вику, что уезжает в Лондон, но обязательно через год вернется и заберет ее с собой. Скорее всего, он не дочитал Теодора Драйзера до конца…
Оскар Борисович (Георгий Воронин) бессловесно будет соглашаться со всем происходящим – он один мужчина в окружении женского коллектива. Это вялый седой старичок, любящий свое дело, учеников и мир во всем мире. В финале он выпустит в зал бабочку – живую, настоящую, она, словно голубь надежды и мира, поставит двоеточие в том, что жизнь продолжается.
Александр Червинский оставляет финал открытым: как сложилась судьба Виктории, мы можем только воображать. Режиссер Андрей Горбатый под звон колокольчика выведет на сцену дочку Виктории – белокурую девочку в школьной форме и с белыми бантами. Этой девочке посчастливится родиться. А как ее зовут? Наверное, Виктория – ведь она победила так же, как и ее мама. И если есть две победы в одном маленьком мире – значит, нет ни одиночества, ни тоски по прошлому и не случившемуся.
Два колокольчика будут звучать еще долго после спектакля: голос Виктории и звон колокольчика нежного послевоенного ребенка.


Наталья Бережнова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x