СПАСЕТ ЛИ ОТРАСЛЬ ЗАПОЗДАЛАЯ ПОМОЩЬ?

Несмотря на то что уже по итогам первой недели апреля падение непродовольственного розничного товарооборота в России составило 37,3%, а в отдельных категориях товаров, таких как одежда и обувь, падение спроса превысило 90%, кабмин РФ лишь 15 апреля по указанию президента отнес непродовольственный ретейл к наиболее пострадавшим отраслям.

При этом, как напомнил первый заместитель исполнительного директора «Ассоциации менеджеров» Вадим Ковалев, открывая вебинар, посвященный обсуждению вопроса выживания отрасли в сложившейся ситуации, операторы сетевого непродовольственного ретейла обеспечивают более 3,5 млн рабочих мест и сотни миллиардов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней:
«Ограничительные меры, как федеральные, так и региональные, вызванные пандемией, поставили эту отрасль на грань выживания. На мой взгляд, правительство РФ с большим опозданием отнесло непродовольственный ретейл к наиболее пострадавшим отраслям, предусмотрев соответствующие льготы и компенсации».

Вадим Ковалев
Вадим Ковалев

Предложенные меры поддержки включают отсрочку по уплате аренды, страховых взносов в госфонды, отсрочку по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства на шесть месяцев, предоставление госгарантий и субсидирование.
Как считают крупнейшие игроки рынка, возможно, предложенные правительством меры поддержки позволят сдержать массовые сокращения персонала из-за вынужденного простоя, но постоянные расходы бизнесу «не прощаются», они переносятся равными долями каждый месяц в течение 2021 — 2022 гг.
Кроме того, следует учитывать, что автоматического «отскока» спроса после выхода из карантина не будет. Скорее всего, будут изменены и базовые поведенческие паттерны потребителей, и, как следствие, большую часть товаров мы будем приобретать онлайн.
С текущим положением в отрасли (по состоянию на 30 апреля) участников мероприятия ознакомил старший консультант аналитической компании «GfK Russia» Андрей Серегин:
«С потребительскими настроениями очень всё плохо: 2/3 опрошенных считают свое финансовое положение плохим. До такого положения мы не падали с 2001 года. Примерно 50% людей считают, что сейчас очень плохое время для крупных покупок. Это, с одной стороны, нехорошо. С другой стороны, рынок у нас очень интересно двигался, так что подвести однозначные итоги сложно. В отличие от всей Европы у нас был двухнедельный пик продаж непосредственно перед уходом на карантин, когда начал расти курс доллара по отношению к рублю. Люди, имеющие деньги, пошли купить дорогие товары, пока они не подорожали еще больше. После этого, когда мы ушли на карантин, на первой карантинной неделе рынок просел примерно на 40%. Но уже через неделю рынок около 20% отыграл. Первое впечатление было, что все ушли в онлайн, онлайн полностью принял на себя нагрузку, но это оказалось не совсем так: сейчас расклад между онлайн и традиционной торговлей примерно 50×50. Конечно, онлайн растет, но это не такой безумный рост, которого, как казалось, можно было ожидать».


По данным, озвученным Андреем Серегиным, сейчас российский рынок крупной бытовой техники (холодильники и т. п.) на 25% меньше, чем в прошлом году; продажи более мелкой бытовой электроники (начиная с телевизоров и мельче) обвалился на 50%. При этом лучше всего себя чувствует «премиальный сегмент».
В то же время продажи компьютеров, по сравнению с прошлогодним уровнем, выросли в 2 раза, что объясняется необходимостью учить и работать из дома.
«Это товар, на который ситуация сыграла», — отметил консультант аналитической компании «GfK Russia». Если говорить о ситуации в целом, то, по мнению аналитика, «пока мы колеблемся около какой-то средней линии», что объясняется тем, что деньги у населения пока еще не кончились.
О том, как переживает кризис фэшн-ретейл, рассказала директор по маркетингу компании «Эконика» Ирина Зуева:
«Как показало исследование, которое провел Сбербанк, уже в марте и в начале апреля падение продаж непродовольственного ретейла вообще и фэшн в частности составило 95%. Возможно, люди закупали компьютеры и телефоны, но все, что касается фэшн-ретейла (одежды, обуви и т. д.), они на это деньги тратить почти перестали. Рост онлайн-продаж в нашей компании составил 10%».


По мнению Ирины Зуевой, «мы еще не ощутили всей глубины падения, так как сидим только первый месяц»:
«Через 3 — 4 месяца мы это почувствуем в полной мере. Денег станет очень мало (т. к. часть населения потеряет работу, у другой части зарплаты станут намного меньше), и фэшн, по моему мнению, будет не в числе первых, кто ощутит на себе хоть какое-то восстановление продаж».
Принявшая участие в вебинаре руководитель юридического отдела сети «Metro Cash&Carry» (компания представлена в 53 регионах РФ) Юлия Николаева посетовала на то, что после очередного обращения президента о мерах борьбы с коронавирусом начался какой-то «парад суверенитетов»: едва ли не в каждом регионе ввели свои правила въезда и выезда, транзитного проезда; санитарные требования тоже в разных регионах сильно отличаются. Всё это, естественно, не лучшим образом сказывается на работе ретейла.
А закончить статью мне хотелось бы эмоциональным высказыванием одной из участниц чата вебинара, Татьяны Нечаевой, с которым, наверное, можно поспорить, но и нельзя хотя бы отчасти не согласиться:
«В конце концов, свобода передвижения товаров, услуг и людей – это необходимость. И то, что государство не может обеспечить эпидемическую безопасность и эффективное здравоохранение, – это не наша проблема! Это проблема государства, которому мы платим налоги!»

Сергей ИШКОВ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x