75 лет прошло с окончания войны, но память о том времени и Великой Победе живет в сердце каждого. Наш долг — сохранить и передать историю подвига.
Мы чествуем тех, кто сражался на фронте, тех, кто трудился в тылу, кто стал свидетелем страшных событий. Мы с огромной болью видим, что участников Великой Отечественной войны, прошедших все тяготы того времени и отстоявших свободу и независимость нашей Родины, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Победители! Кто эти люди? Через что они прошли? Какая сила воли и духа двигала их вперед? Так много вопросов, и как мало осталось тех, кто может дать на них ответ…
Сегодня крайне важно узнать, запомнить все то, что могут рассказать нам наши великие, героические старики, свидетели страшных военных лет. И хочется, чтобы в нашей памяти и памяти наших детей, на страницах истории страны, осталось как можно больше тех, благодаря кому мы живем на этой земле.
В МЧС на боевом посту стоят ветераны, и даже если возраст и болезни не позволяют им принимать непосредственное участие в работе, эти великие люди всей своей жизнью учат нас, поддерживают в трудную минуту, показывают пример необыкновенной силы духа.
Хочется рассказать о выдающемся человеке, ветеране Великой Отечественной войны, пожарном Николае Михайловиче Коновалове, который более 50 лет прослужил в пожарной охране города Москвы, из них 25 лет в самой опасной службе пожаротушения.

Николаю Михайловичу было 16 лет, он только окончил ремесленное училище, когда началась война. «Я хорошо помню тот день. Солнечный день 22 июня 1941 года. Ведь в этот день для нас, выпускников училища, был организован на стадионе «Локомотив» спортивный праздник. Все изменилось в одночасье, когда по радио объявили, что началась война. Москва в тот день стала сразу какой-то мрачной, везде военные, заплаканные лица женщин. Да что там говорить, горькое время тогда было», — вспоминает герой. Впереди у Николая Михайловича, как и у всей страны, были тяжелые военные годы и испытания. Сначала он работал на заводе имени Будённого, эвакуировался с предприятием на Урал, но в 1943 году, как только исполнилось 18 лет, ушел на фронт. Боевой путь начал командиром взвода в отделении связи, служил на бронепоезде. Был несколько раз ранен. Победу встретил в Венгрии. Но война в мае 45-го года для Николая Михайловича Коновалова не закончилась — воинская судьба распорядилась иначе, служба продолжилась на Дальнем Востоке, на войне с Японией, дошел до Харбина.
Вернувшись в родную Москву, Коновалов начал службу в пожарной части №43. Прошел путь от рядового солдата до начальника караула, потом работал начальником пожарной части №15 и 46. «Вот так сложилась моя жизнь. Всё время как на войне! Сначала сражался с фашистами, а в мирное время — с огнем. Иначе не мог, потому что слышал сердцем призыв Родины», — говорит Николай Михайлович.
Следующий рассказ о Семене Алексеевиче Бацеве. Семен Алексеевич родился в селе Комарево Тульской области, в обычной рабочей семье — отец был ветеринаром, а мама работала в колхозе. После окончания семи классов отправился к своему дяде в столицу, который устроил мальчишку на авиационный завод рядом с Савеловским вокзалом. Там он прошел обучение, получил 3-й разряд и встал к станку.

Когда началась война, Семен Алексеевич продолжал трудиться токарем на заводе. Конечно, как у всех ребят того времени, первым его желанием было пойти воевать на фронт, но на тот момент ему еще не было 18 лет. Известие о том, что его родная деревня находилась под немцами около двух месяцев, лишь усиливало рвение, но встречу с войной лицом к лицу пришлось отложить до 1942 года. Однако, находясь в тылу, Семен с друзьями тушили зажигательные бомбы, которые скидывали вражеские самолеты, строили оборонительные укрепления, противотанковые рвы под Химками.
В декабре 1942 года артиллерист Семен Бацев принял свой первый бой на Северо-Западном фронте, форсировали реку Ловать.
Семен Алексеевич рассказывает, улыбается, но вдруг его взгляд становится каким-то другим, кажется, что он мысленно оказывается там, где было жутко страшно и очень холодно. “Когда пушки-сорокапятки (45-мм противотанковая пушка) тащили на руках через сугробы, то становилось даже жарко, — вспоминает Семен Алексеевич. — Катили к реке — двое за ствол, двое за колеса. В ночь перекатили, а под утро немцы начали бомбить. Укрывались как могли, водителя грузовой машины убило, ребят наших тоже. А делать было нечего, нужно было дальше продвигаться! Один день шли, а два-три стояли. Обстрелы, налеты, атаки… Это уже позже к нам на вооружение поступили усовершенствованные орудия калибра 57 мм, чтобы мы могли бить немецкие танки «Тигр» и «Пантера».
Уже в 1944 году Семен Алексеевич в составе 578-го полка был переведен на 3-й Белорусский фронт. Тогда уже старший сержант Бацев был командиром орудия, принимал участие в боях за Каунас, где подбил два танка. Но и его расчет понес потери – были ранены бойцы, убит командир, сам Семен Алексеевич получил ранение в бедро, осколком рассекло лицо, повредило челюсть. За этот бой наш герой был представлен к награде – ордену Красной Звезды. Раны быстро заживали, молодой солдат рвался в бой, но после поправки был отправлен во фронтовую разведку. Об этом Семен Алексеевич рассказывает мало: «Как говорят, приказы не обсуждаются. Меня вызвали в штаб и дали направление служить в разведке. Мы с моими товарищами в тылу врага собирали сведения о передвижении немецких войск. Для нас это было крайне важно и ответственно. От той информации, которую мы должны были добыть, зависели жизни не одной сотни и даже тысячи солдат».
Радостный день 9 мая наш ветеран встретил в Кенигсберге (ныне Калининград), но приказ об увольнении в запас военнослужащих 1923 — 1924 годов рождения вышел лишь в 1947 году, и Семен Алексеевич остался на сверхсрочную службу. Руководил гаражом на 50 машин и конюшней. Именно любовь к лошадям станет одной из причин дружбы с генерал-полковником, командующим 11-й армией Павлом Батовым.
Жизнь налаживалась, вскоре Семен Алексеевич встретил свою будущую супругу Валентину, родилась дочь Лариса.
В конце 50-х наш герой становится адъютантом начальника штаба 11-й армии генерал-майора Александра Баженова. Спустя год генерал Баженов уйдет в отставку, его сменит другой генерал, фронтовик, Герой Советского Союза Александр Терентьев, еще через несколько лет начальником станет генерал-майор Андрей Болибрук. Сменялись руководители, но Семен Алексеевич продолжает честно служить на благо страны.
Позже судьба свела Семена Алексеевича с Дмитрием Михайликом, который был начальником штаба 30-го гвардейского корпуса. С этим руководителем наш ветеран шел рука об руку по жизни почти 20 лет и с ним попал в систему Гражданской обороны СССР, когда генерал Михайлик был назначен первым заместителем начальника штаба ГО страны. В статусе адъютанта выезжал с руководством в командировки, принимал участие в различных работах, учениях и проверках. В 1985 году генерала Михайлика на руководящем посту сменил Анатолий Ряхов. Под руководством Ряхова в 1986 году Семен Алексеевич принимал участие в ликвидации аварии в Чернобыле.
«Это сейчас уже все известно, многое открылось. Люди знают, как вести себя, чем защищаться, как организовать жизнедеятельность в зоне. А тогда мы шли в неизвестность, понимали, что опасно, но, наверное, не до конца, пока не увидели все своими глазами», — вспоминает Семен Алексеевич.
Около двух месяцев провел Семен Алексеевич в Чернобыле. Участвовал в полевых, земляных и очистительных работах. Вместе с руководством вылетал на разрушенный блок атомной станции, чтобы составить полную картину о разрушении. Награжден многочисленными грамотами и благодарностями от командования.
За время службы Семен Алексеевич был участником многих спасательных работ, в том числе после страшнейшего в истории Армении землетрясения в городе Спитак, по делам службы объездил весь Советский Союз.
В 1990 году Семен Алексеевич ушел в отставку, но до 2004 года продолжал трудиться в системе ГОЧС Москвы. Пока позволяло здоровье, вел активный образ жизни, встречался с молодежью.
Как удалось выстоять, пройти такой удивительный, сложный жизненный и профессиональный путь? Герой скромно пожимает плечами: ничего особенного я не сделал, но отвечает: «Я старался никогда и никому не завидовать, ни у кого ничего не просил, рад был тому, что у меня есть. В людях старался видеть только хорошее, любил работать и ответственно относился к службе. Для нас, для нашего поколения, было важно трудиться. Я и детям так своим говорил – нужно достойно служить своему Отечеству! Я счастлив, что рядом семья – дочь, сын, внуки и правнуки, которые поддерживают и помогают. В моем возрасте, пожалуй, главное — быть окруженным вниманием, заботой и любовью родных людей!»

Необходимо отметить, что ветеран награжден множеством правительственных наград, среди которых особое место занимают орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Портрет Семена Алексеевича размещен в экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Один из героев Победы — ветеран труда, труженик тыла, старейший сотрудник МЧС Александр Афанасьевич Алексеенков. Худощавый, невысокого роста, сгорбленно опирающийся на косяк межкомнатных дверей… Но когда он надевает китель с огромным количеством орденов, моментально распрямляет плечи и превращается в молодого статного офицера: блестящая выправка, уверенные, сильные движения.

Родился ветеран 8 января 1928 года, в деревне Болва Спас-Деменского района Калужской области. «В семье я был самым младшим, — нас 14 детей у родителей было. Но первые семеро детей малышами умерли, так что, в итоге, нас выросло семеро: четверо братьев и три сестры. Мы жили в деревне. Для меня годы детства — это школа, помощь родным в ведении домашнего хозяйства, ну и побегать по деревне с мальчишками, — начал свою историю Александр Афанасьевич,- война для меня началась, когда мне было 13 лет, так что общеобразовательная школа закончилась пятилетним образованием. Да и какая общеобразовательная школа? С первых дней войны закрылась – учить было некому и некого: одни уходили на фронт, другие оставались по другую сторону фронта — работать. Когда началась война, мы с ребятами сидели на «большаке» — так называли дорогу по направлению к Смоленску, и наблюдали, как наши войска шли на фронт: одетые, обутые, нарядные и веселые, а обратно возвращались раненые, грязные, потрепанные – это сильно впечатляло. Тогда уже, детьми, мы понимали — необходимо что-то делать для Родины. Так что ребенком пошел работать в паровозное депо Спас-Деменского района Калужской области, где проработал по 1948 год. А на работу меня мать за руку повела, мальца могли не взять. А с матерью пришел, она поговорила обо мне с руководством депо, ну и приняли меня на работу. Я стал учеником слесаря по автоматике в будке машиниста. Тяжело было. В то время всем тяжело было. Что говорить? Очень плохо жили. Как только устроился на работу, буквально жил в депо и спал, когда выпадала возможность, в «песочнице» — это такая емкость с песком, которая установлена на тяговом подвижном составе. Как и у всех, не было нормированного рабочего времени. Работали в тяжелых условиях: грязная одежда, голодные. В то время жить и работать заставляло одно понимание, что — НАДО! Надо выпустить паровоз в назначенный срок — выпускали! С ног валились от усталости, но выпускали. В то рабочее военное время даже не есть хотел, а хоть на несколько минут прилечь, поспать. Так и работал я в паровозном депо до 1948 года. Сначала все для фронта, а затем для восстановления из руин страны, для мирной жизни.
Когда война началась, мои старшие братья и сестры были «раскиданы» по всей стране: кто в действующей армии служил, кто в тылу работал. Самый старший из братьев, 1920 года рождения, — Юрий Афанасьевич Алексеенков, погиб в танковом сражении под Курском, так называемая Прохоровка. Похоронен на опушке леса деревни Князево, но, к сожалению, даже похоронка не сохранилась. Самая старшая сестра, 1914 года, жила со своей семьей в Ленинграде, во время блокады города они погибли. Почти всех в годы войны потерял: кто на фронте погиб, кого от голода и по болезни не стало. Тяжело вспоминать, плохо тогда жили. Никогда бы никому не пожелал пережить то, что мы тогда пережили: страх, боль, голод, неизвестность о судьбе своих родных, любимых.
В 1948 году пошел в армию, служил в 102-м погранотряде Ленинградского округа пограничных войск, а курс молодого пограничника прошел в Брестской крепости. Разные случаи на службе были, но что интересно, за себя страха не было, как будто чувство самосохранения стерла война.

Затем началась служба в пожарной охране. В 1952 году приехал в Москву, у меня брат работал шофером на пожарной машине, он и позвал на службу. Образование нужно было получить, а в пожарке можно работать и учиться. Я поступил на службу и в вечернюю школу рабочей молодежи. Вот так и сложилось, что в пожарной охране проработал по 1983 год, закончив службу заместителем начальника отделения государственного пожарного надзора Хорошевского района”. Самой большой наградой ветеран считает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.».
С ноября 1983 года Александр Афанасьевич работал в Государственном НИИ авианавигации Федеральной авиационной службы гражданской авиации инженером по охране труда и пожарной безопасности.
О своей жизни ветеран рассказывает с трудом, ему тяжело даются воспоминания о времени его, на наш взгляд, геройской юности, хотя сам себя он героем не считает. О былом напоминают потертые черно-белые фотографии и старый друг, с которым наш герой общается каждый день по телефону: «Ты как, в порядке? Да, жив еще!»
Несмотря на пережитое — страшные военные годы, потери и лишения, Александр Афанасьевич смог создать прекрасную семью: он заботливый муж, внимательный отец, любимый дед и прадед.
Михаил Ковалев.
Фото предоставлены пресс-службой МЧС Москвы