ШКОЛЬНАЯ ФОРМА. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Сколько копий сломано, сколько трудов написано и дискуссий проведено: да или нет? Быть или не быть? Одни считают, что школьная форма необходима, другие уверены, что форма сковывает ученика, унижает его. У школьной формы есть противники и сторонники.

Слово «дресс-код» означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу в «разношерстной» повседневной одежде. Мэтр отечественной моды, знаменитый Вячеслав Зайцев считает: «Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьная форма, школьный дресс-код, может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».

Если вспоминать советские времена и школьные годы, то у многих сразу возникают ассоциации со школьной формой — серой курточкой, коричневым платьем или синим пиджаком. В советские времена школьная форма была строго обязательной.

У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей: дворян, интеллигенции и крупных промышленников.

Точная дата введения школьной формы в России — 1834 год. Именно тогда был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными, а все государственные служащие обязаны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табели о рангах». До 1917 года фасон формы менялся несколько раз (в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах), соответственно веяниям моды. Все это касалось только гимназистов-мальчиков.

В 1896 году началось активное развитие и женского образования, появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института, к примеру, предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста девочек. Для 6 — 9 лет — коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12- 15 лет — серый и 15 — 18 лет — белый. Платья были наглухо закрытые, одноцветные, самого простого покроя. Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука, белой пелеринки и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь, рождественские и новогодние праздники.

После революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима, в 1918-м был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования Советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и Гражданской войной.

Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для аккуратной скромной девочки – «гимназистка»). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ребенка Страны Советов. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина. Люди были крайне бедны, дети ходили в школу в том, что было в доме, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Период школьной «бесформенности» длился до 1948 года, потом школьная форма вновь стала обязательной. Отныне мальчики обязаны были носить серые военные гимнастерки с воротничком стоечкой, ремень с пряжкой и кепку с кожаным козырьком. Девочки — коричневые шерстяные платья с черным передником, завязывавшимся сзади на бант. Именно тогда вернулись «гимназические» нарядные белые фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В 1962 году гимнастерки мальчикам заменили на серые шерстяные костюмчики, а девчонок опять обделили. Платье и фартук, казалось, навечно вошло в школьную моду.

В 1992 году, во времена перестройки, школьная форма была отменена. В школу начали ходить в чем попало — от купальных костюмов до супердорогих норковых шуб… Сейчас в России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи, гимназии, школы имеют свою собственную форму. Мужской костюм идеален вне времени и моды, а вот с женским нарядом, пусть и школьным, всегда есть проблемы. Сейчас все чаще можно видеть в школах учениц, с гордостью носящих «ту самую» форму с фартучком. Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на «последний звонок», как символ прощания со школой. Платья и фартучки шьют из современных материалов, с учетом веяний моды, а кружевные воротнички украшали женщину не одно столетие, вот и современным школьницам от 7 до 17 лет нравится быть нарядными, кокетливыми, продолжая традиции мам и бабушек.

Итак, спорить можно долго, но невозможно отрицать: школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу учащихся. Школьная форма позволяет детям не отвлекаться на такие значимые для них детали, как обсуждение внешнего вида одноклассников и уровень их материальнй обеспеченности, а отсутствие кричащих деталей и недопустимых этикетом вырезов дает детям возможность сосредоточиться на учебе. К сожалению, дети часто жестоки в своих суждениях, и школьники из более бедных семей, приходящие в простой и скромной одежде, могут подвергаться насмешкам или даже травле. Благодаря одинаковой для всех одежде социальные различия стираются.

Покупая форму для ребенка, родителям стоит скрупулезно отнестись к выбранной модели: ткань должна быть натуральной, допускается небольшое количество синтетических волокон; одежда не должна стеснять движений; костюм или платье должно легко стираться, сохранять тепло или прохладу (в зависимости от времени года и климата). Если цветовая гамма не утверждена уставом школы, предпочтение лучше отдать спокойным, немарким оттенкам. Форма должна быть стильной, красивой. И не забывайте, что если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно, Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму…

Михаил Ковалев.

Фото автора.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x