ТАТЬЯНА СТРЕЖБЕЦКАЯ: БОЛЕЕ 12 ЛЕТ РАБОТАЮ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОЕКТОМ «В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ»

Сегодня в российских кинотеатрах стартует психологичес­кий триллер с элементами черной комедии «Илиана. Верь мне». Сюжет картины увлекает с первых минут, но не менее интригует история художника Ивана Бодрова и его главной работы «Улыбка поляницы», которая играет большую роль в фильме, — все это стало творческим вымыслом сценариста и режиссера ленты Владимира Койфмана.

Сюжет «Илианы. Верь мне» — замысловатый пазл с большим количеством твистов и черного юмора.

Встреча красавицы Илианы и профессора Федора Левашова на выставке художника Ивана Бодрова у его знаменитой картины «Улыбка поляницы» станет роковой. Федора пленит красота, ум и загадочность Илианы. Вскоре они предстанут зрителю семейной парой, но их союз далеко не идеален. Откровение Илианы однажды во время семейного обеда шокирует Федора. Запланированный ужин с друзьями превращается в опасную игру.

Зрителю придется разгадать не одну тайну в отношениях, которые связывают всех героев фильма.

Дом Федора и Илианы буквально напичкан скрытыми камерами, а загадочный человек в фургоне с упоением наблюдает за каждым их шагом. Чья это игра? Кто выйдет из нее победителем?

— С самого начала работы над сценарием, — рассказывает Владимир Койфман, — первоначальное название которого было «Усмешка поляницы», мне хотелось, чтобы образ поляницы, сильно повлиявший на создание характера главной героини Илианы, зримо присутствовал в фильме. Так возникла идея живописного полотна «Улыбка поляницы», рядом с которым происходит первая встреча моих героев. Конечно, у каждой работы должен быть автор. Я придумал забытого художника, обстоятельства жизни которого перекликаются с историей моих героев, хотя они пока об этом и не догадываются. Так появился Иван Бодров и несколько важных для меня деталей его биографии. Чтобы все эти элементы сработали сильнее, я просто вынужден был сделать Федора коллекционером, профессором искусствоведения и исследователем творчества Ивана Бодрова.

Федор Левашов в исполнении сербского актера Ивана Босильчича – один из главных героев фильма – страстный поклонник творчества художника.

— У Федора устроенная жизнь: у него прекрасная жена, любимая работа, хороший дом, но нет покоя в душе, — рассказывает про своего героя Иван Босильчич. — Он с благоговением смотрит на своего безумного идола, художника Ивана Бодрова, жизнь которого сложилась трагически. Иван Бодров безусловно очень талантлив, но психически нездоров, и у него болезненные отношения с женщинами.

Легенда об Иване Бодрове в фильме гласит, что современники противоречиво относились к его творчеству, а специалисты описывали его работы как темные по содержанию, жестокие и раздражающие. По словам режиссера, художника, который сможет достойно воплотить замысел и создать работы вымышленного мастера, долго искать не пришлось. С творчеством Татьяны Стрежбецкой Койфман хорошо знаком, к тому же она писала его портрет для проекта «В кадре и за кадром», поэтому он сразу предложил ей работу.

— Татьяна уже много лет пишет удивительные портреты людей из мира кино, — говорит режиссер. — Идея ее заинтересовала, и она с удовольствием согласилась сыграть в эту игру. Договариваться в процессе работы было легко. Мы не только друзья, но и коллеги. По первому образованию я художник, мы могли профессионально общаться на одном языке, поэтому никаких сложнос­тей не возникало. Работы, написанные Татьяной, стали важной визуальной составляющей фильма.

Специально для фильма «Илиана. Верь мне» Татьяной Стрежбецкой были написаны такие картины, как «Кассандра», «Жертва», «Бессонница», «Сплин», «Полонянка», а также несколько набросков — «Рассвет», «Апрель», «Поляница» и «Сирин». Чтобы не только рассказать историю художника, но и воссоздать на экране его образ, был нарисован «автопортрет» Бодрова.

— До предложения режиссера Владимира Койфмана у меня уже был большой опыт работы над подобными картинами для кино, — рассказывает художница Татьяна Стрежбецкая. — А так как до этого я писала его портрет и мы очень много общались, я его понимала почти с полуслова и задачи были легко выполнимы. Первое и важное условие — это написать работы рукой художника Бодрова, который жил в самом начале двадцатого века, более 100 лет назад, и у которого был непростой характер. Пришлось перевоплотиться и вспомнить всех художников того периода. Времени было очень мало, почти месяц, а создать нужно больше десяти живописных и графических работ. Работалось быстро, как будто чья-то рука писала за тебя.

Стрежбецкая окончила Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого и Академию художеств им. И. Е. Репина. Любовь к живописи и графике Татьяна впитала с раннего детства, когда смотрела на работы своего прадедушки, художника Игната Шорникова. Пишет картины в стиле реализм, но обучаясь в монументальной мастерской под руководством профессора А. А. Мыльникова работала и по другим направлениям изобразительного искусства, включая иконопись, средневековые гравюры, авангард. Более 12 лет работает над живописным проектом «В кадре и за кадром», создавая портреты людей, стоящих по разные стороны камеры — режиссеров, актеров, операторов, художников и т. д.

— Сотрудничая со многими киностудиями, мне часто приходится создавать картины к фильмам и сериалам, поэтому я не могу сказать, что работаю только в стиле реализм. Все зависит от того, что нужно для этого конкретного фильма или сериала. Как говорили наши профессора: «Настоящий художник должен уметь создавать в любом материале и в любом стиле». И я с этим абсолютно согласна!, — отмечает Стрежбецкая.

По признанию Татьяны, сложнее всего ей далась главная картина — «Улыбка поляницы», потребовалась более детальная проработка образа, ведь картина, наряду с художником Иваном Бодровым, должна была стать персонажем фильма.

— Самое сложное — найти ракурс фигуры, — рассказывает художница, — черты лица, колорит и мягкую улыбку. Нужно учитывать, что поляница – женщина-богатырь, которую никто не мог одолеть, поэтому второй задачей было создать образ красивой, загадочной женщины, воинственной и женственной одновременно. Обсуждали долго, было сложно приступить к работе, даже искали женскую натуру, с кого можно была срисовать поляницу. Так постепенно сложился ее образ. Писать надо было «мужской рукой» и быть влюбленным в героиню. Когда начала работать над «Улыбкой поляницы», стали происходить странные вещи, особенно когда писала взгляд и саму улыбку. Было ощущение, что перевоплощаешься и переносишься во времени на 100 лет назад, становишься этим художником и окунаешься в древний мир былин и сказок. Работа была сделана на одном дыхании за несколько дней, несмотря на большой формат.

Узнать загадочную историю вымышленного художника Ивана Бодрова и увидеть специально написанные для фильма «Илиана. Верь мне» картины можно уже сегодня в российских кинотеатрах. Роли в ленте исполнили Виктор Сухоруков, Ина Баррон, Иван Босильчич, Анна Чурина, Макар Запорожский, Алексей Морозов, Алексей Барабаш.

Елена БУЛОВА.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x