СПАСТИ СЕБЯ И ПУШКИНА

Театр «Школа современной пьесы» своей визитной карточкой последнего десятилетия считает спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца.

Пьеса — победитель конкурсов, лауреат театральных премий, участник фестивалей. Жанр определен автором как «история одного несостоявшегося подвига». Это и понятно. Кто из нас, погружаясь в пушкинскую поэзию, не мечтал о том, что… а если бы все пошло не так и Пушкин остался в живых? Вот и герой спектакля (актер Александр Овчинников) всю жизнь примеряет на себя этот подвиг – спасение Поэта.

Хотя поначалу Александр Сергеевич приносил ему одни неприятности. Ведь поэзию навязывают детям, заставляют учить наизусть, контролируют, проверяют знания и ставят оценки. Кому это понравится? Особенно, если ты мальчишка… Но, взрослея, выходишь в самостоятельную жизнь, и оказывается, что без пушкинских стихов в ней не складываются ни отношения с девушкой, ни даже армейские будни.

«Порой нам кажется, что мы живем вне контекста, вне культуры, вне наших на­циональных гениев, но на самом деле это не так, — считает Иосиф Райхельгауз. – Оказывается, что Пушкин не меньше влияет на нашу жизнь, чем родители, образование и любые другие факторы».

Вдоль сцены – черный короб, рассекающий зал. Он изображает и песочницу, и липкую дорожную грязь, и бытовое болото, и Черную речку — место гибели Пушкина. Зрители двумя амфитеатрами сидят по обе стороны, как на разных берегах реки. Как свидетели той трагедии. Но спектакль полон юмора и неожиданных поворотов. Главный герой и четверо актеров (Иван Мамонов, Николай Голубев, Валерия Ланская, Татьяна Циренина) разыгрывают множество сцен во времени и так перевоплощаются, что кажется, будто их гораздо больше. Наталья Гончарова и Идалия Полетика, Дантес и барон Геккерн, замполит, учительница, рэкетиры и прочие. Круговерть событий, где каждое связано с Пушкиным, – еще живым и уже бессмертным. И рефреном тема: можно ли было его спасти? Где и когда что-то пошло не так? Все заканчивается лихими девяностыми, с финалом трагическим и философским.

Спектакль состоялся, он из тех, что не отпускают. Думаешь обо всех безвременно ушедших поэтах. О том, что их ранняя смерть неслучайна. И Пушкин, и Лермонтов были участниками нескольких дуэлей и рискованных отношений. «Нарывались», — как сказали бы сегодня. Поэты, остро чувствующие, ранимые, по-другому не могли, иначе они не были бы поэтами. Есенин, Маяковский, Высоцкий… Их спасти тоже не удалось. Потому и быстро сгорели, что ярко вспыхнули. Об этом и многом другом постановка театра. Браво, господа!

Галина СНОПОВА.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x