СТАЛИНСКИЙ АМПИР И ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА: ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАВИЛЬОНОВ ВДНХ

Реставрация павильона №15 «Радиоэлектроника и связь» продолжается на ВДНХ. Над воссозданием внешнего убранства и внутреннего оформления работает команда профессиональных реставраторов, художников и строителей.  Исторический облик павильону №15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье») восстанавливают по архивным чертежам 1952-1954 годов. Здание этого выставочного павильона официально меняло свой облик трижды. Первая версия, 1939 года, утрачена полностью. На смену ей в 1954 году была воплощена в жизнь вторая. Павильон в стиле сталинского ампира впечатлял красотой фасада. Его стены украшали барельефы с сюжетами сражений под Волгоградом в разные годы его истории. Центральную часть занимал витраж с картой Поволжья, а по левой и правой стороне — изображения Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций. Крышу венчала скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» с гербом РСФСР в руках, а по углам стояли скульптуры матроса и солдата. Внутри располагалось 8 выставочных залов: вводный, зал Мордовской и Чувашской АССР, залы Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Сталинградской и Куйбышевской областей. В таком виде павильон, именуемый тогда «Поволжье», простоял всего 4 года, а затем был переделан и переименован в «Радиоэлектронику и связь». Реконструкция полностью лишила здание его величественного вида. Пышный фасад уступил место простым формам. Входная группа утратила колонны с барельефами, были убраны каскадные фонтаны, а устои с горельефами были обрублены. Скрытая за металлическим фальшфасадом постройка стала напоминать огромный радиоприемник. Долгие годы за алюминиевыми пластинами покоились цветные стекла витражей. Надо отдать должное, декоративные композиции из стекла, площадью свыше 200 квадратных метров, довольно хорошо сохранились. Специалисты аккуратно вынули фрагменты витражей из металлической рамы и отвезли в мастерскую на реставрацию. Предварительно витражные стекла сфотографировали, чтобы зафиксировать все имеющиеся разрушения. Реставраторы подобрали цветные стеклышки, идентичные утраченным. Имеющиеся трещины и сколы заделали, восстановили обрамление, а защитное стекло заменили на закаленное. Центральный витраж павильона №15 «Радиоэлектроника и связь» демонстрирует карту Поволжья, где обозначены Волго-Донской канал и газопровод Саратов-Москва, угадываются черты монументальных шлюзов. Стекла при создании витража использовались прозрачные. Уже в процессе оформления на них была нанесена краска – зеленая, коричневая, синяя, белая. При создании зеленых стекол использовалась темперная краска, а коричневые фрагменты получились после наложения зелёных стеклышек на красные. Дополнением к центральному витражу служат боковые. На  них изображены Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции. Красочные композиции из стекла создают неповторимый внешний облик фасада, в том числе за счет вечерней подсветки. Как отметил куратор проекта реставрации и приспособления павильонов ВДНХ от Департамента капитального ремонта города Москвы Игорь Пурынов, в павильоне представлены практически все существующие виды реставрации – полы терраццо, барельефы, горельефы, скульптуры, колонны из оселкового мрамора, живопись, лепнина, бронзирование по лепному декору на капителях колонн, витражи и другие. В частности, полы терраццо или мозаичное напольное покрытие, появились при реконструкции павильона в 1954 году. Исторический облик стилобата перед главным входом в павильон будет восстановлен. Рисунок терраццо будет выполнен в двух цветах – чередование тёмных и белых квадратов, на стыках которых выполнен ромб. Для их воссоздания будет использоваться сложный многокомпонентный реставрационный состав с включением мраморной крошки, слюды и других вулканических и осадочных пород. Вернутся на прежние места и утраченные элементы декора, например, пилоны и барельефы, которые были срезаны при перепрофилировании павильона в «Радиоэлектронику и связь». В центральном зале павильона, который посвящен Сталинградской области, находится уникальный купол с деревянным каркасом. Конструкция в форме полусферы декорирована различными художественными элементами. На куполе можно разглядеть колосья, косички, цветочные розетки, а еще его украшают  круглый и полукруглые венки из дубовых листьев с желудями. Все украшения выполнены из алюминия и обработкой «под старую бронзу». Композиция дополнена лепным венком с изображением подсолнухов, кукурузы, колосьев и фруктов.
«Купол на самом деле играет роль большой люстры. Через него выполняется освещение зала. Старое стекло утратило свою прозрачность. После реставрации оно будет заменено на прозрачное, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и другим существующим нормам. С обратной стороны будут установлены светильники», – пояснил Игорь Пурынов.
Практически все декоративные элементы купола сохранились в хорошем состоянии. Утрачены только 16 звезд из стекла с алюминиевым обрамлением. Больше всего пострадал от времени деревянный каркас, но реставраторы приведут его в порядок. В четырех залах павильона присутствует потолочная живопись с сюжетами из жизни Поволжья. Пока работы по расчистке и воссозданию найденной живописи проведены на потолках залов Саратовской и Куйбышевской областей. Более 60 лет живописные многофигурные композиции скрывались от глаз посетителей под несколькими слоями старых покрасок. Изображения нанесены казеиново-масляной темперой на льняные холсты. Полотна были приклеены прямо к потолку. За годы существования павильона живопись несколько раз закрашивали, местами затерли, чтобы контуры не просматривались из-под побелки. Холсты местами были пробиты насквозь под крепления для светильников. В каждом зале применялась своя техника восстановления, из-за того, что картины были закрашены по-разному. Этот процесс достаточно трудоемкий, специалисты вели его крайне осторожно и небольшими участками, возвращаясь к одному и тому же месту по 3 — 4 раза. В работе помогали архивные материалы и фото. В местах пробоев холст доплели. Сюжет в зале Саратовской области посвящён уборке урожая. Взгляду реставраторов после раскрытия открылся яблоневый сад, комбайнер, люди на машине, гармонист. Краска на потолке в Куйбышевском зале прятала картину, посвященную животноводству.  Здесь изображены телята, конюхи с лошадьми, свинарка с поросятами. Эти полотна  уже воссозданы. После завершения ремонтно-реставрационных работ в павильоне откроется музей Олимпийского комитета Российской Федерации. Юлия Смагринская.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x