Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАПРОСАМ РЫНКА ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАПРОСАМ РЫНКА ТРУДА

ЭКЗАМЕН

Многие годы в системе среднего профессионального образования для проверки качества обучения студентов «на выходе» проводился «квалификационный» экзамен. Он оценивал профессиональные навыки молодых специалистов. Сейчас выпускники СПО сдают «демонстрационный» экзамен. В чем его отличие от квалификационного, на что ориентирован, рассказывает Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификации.

– Сегодня демонстрационный экзамен – это одна из форм итоговой аттестации. И главная его особенность заключается в том, что он больше ориентирован на оценку практических навыков выпускников СПО, поскольку во время его проведения моделируются реальные производственные ситуации. Свое развитие демонстрационный экзамен получил в связи с появлением конкурса профессионального мастерства WorldSkills.

– Как демонстрационный экзамен соотносится с потребностями регионов в рабочих кадрах?

– Здесь стоит говорить о двух проблемах. Первая связана с пониманием, какого рода специалисты и в каком количестве заняты на рынке труда. Вторая – с составлением планов подготовки кадров: какие специалисты будут нужны дополнительно к тем, что уже работают в экономике. На первый вопрос каждый регион может ответить, только проведя собственный анализ своего рынка труда. Чтобы помочь регионам автоматизировать исследования рынка труда, наше агентство разрабатывает цифровую платформу, на которой можно провести необходимый мониторинг и далее спрогнозировать, какие специальности потребуются региональному рынку труда в будущем. Эти методики будут, конечно же, доступными для всех желающих. Крайне важно, чтобы такой анализ проводился в «единой номенклатуре». О чем я говорю: например, профессия «сварщик». Работодателю нужно 20 сварщиков на объект. Но кто-то должен уметь просто резать металл, кто-то варить трубы большого диаметра, кто-то заниматься сваркой на опорах моста. И это все разные специалисты с разной квалификацией.

Во многом для выработки общей методологии и технологии прогнозирования рынка труда и организации эффективной подготовки кадров, с учетом потребностей работодателей, Российский союз промышленников и предпринимателей и наше агентство инициировали специальное соглашение.

– В чем суть соглашения?

– Мы хотим создать совместную открытую платформу тех инструментов и решений, которые позволят адекватно реагировать на кадровые потребности работодателей. Платформа поможет исследовать рынок труда и планировать подготовку кадров именно в тех разрезах и категориях, с которыми работают представители реального сектора экономики. В наш цифровой век сервисы по проведению таких исследований должны быть удобны, максимально понятны, не затянуты во времени и совместимы по номенклатуре профессий и квалификаций: нельзя складывать метры и килограммы.

– Когда стоит ожидать, что платформа действительно заработает?

– Думаю, это перспектива одного-двух лет, но при одном условии: если регионы реально начнут пользоваться платформой. Можно разработать отличные прививки от болезни, но нельзя заставить людей прививаться, если они сами того не хотят. Мне кажется, что без определенных административных решений, которые стимулируют регионы проводить анализ своего рынка труда, не обойтись.

– Кто, кроме агентства и регионов, должен участвовать в этой работе, на кого еще ориентирована платформа?

– Минтруд России, отраслевые советы по профессиональным квалификациям. Таковых отраслевых советов уже сорок, в частности, в сфере образования, строительства, энергетики, атомной промышленности, транспорта, металлургии… У данных советов есть полномочия, одно из которых как раз и связано с анализом рынка труда и определением потребности рынка в образовании и обучении кадров.

– Как и где будут готовиться педагоги, способные обучать студентов в рамках новых потребностей регионов?

– В Межрегиональных центрах компетенций, региональных институтах повышения квалификации и в Центрах повышения квалификации на предприятиях. Обучение должно идти с опорой на новые профессиональные стандарты. Если преподаватели готовят специалистов в соответствии с профессиональными стандартами, то они сами в первую очередь должны отвечать этим стандартам. Такие программы переподготовки преподавателей и мастеров есть и у нашего Базового центра подготовки кадров, который входит в состав агентства.

Беседовала Мона Платонова.

Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Loading...
Top