ТАТЬЯНА  ЭВЕРСТОВА: ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ РАЗГОВАРИВАЮ С ПРОШЛЫМ

13 мая  в широкий прокат выйдет психологический триллер «Замыкание». Это картина якутского режиссера Татьяны Эверстовой принимала участие в российских и международных кинофестивалях: «Окно в Европу», «Восемь женщин», «Горький fest», «Будем жить» и уже собрала целый ряд призов. Московская премьера фильма пройдет 5 мая в рамках «Дней якутского кино» в кинотеатре «Иллюзион». С режиссером фильма Татьяной Эверстовой беседует наш корреспондент.

— Татьяна, ваша дебютная картина «Его дочь» вышла в 2017 году. Красоты пасторальных пейзажей, стилистика света и неторопливости… Почему вы выбрали такой сюжет?

— Я выбрала героиню, которая родилась в маленькой якутской деревне, чтобы дальше рассказать ее историю, которая будет трансформироваться в разных исторических временах, разных местах. От села —  через районный центр —  до жизни в городах Якутск, Москва. Детство —  счастливое время, как закладка будущего. А советское детство у всех имело много общего, поэтому показала  то, что было не как у всех.

— А в картине «Замыкание», наоборот, у вас царит настоящий ад. В ней героиня —  девочка-подросток сталкивается с жестокой реальностью. Эти две ленты —  как наша жизнь, в которой белая полоса постоянно сменяется черной, и наоборот. Вы намеренно выбрали этот сюжет и пытаетесь донести его до зрителя?

— Да, два фильма — непохожие, контрастные. Какова жизнь, таков и фильм. Как у Тарковского, ищу ответы на вопросы и через время разговариваю с прошлым. Как говорится, обратная перспектива. Поскольку это ад, то выбраны такие кадры, и, конечно, для контраста есть и счастливые моменты. В подростковом возрасте середины нет, только максимализм. Или да, или нет. Или белое, или черное. Моя героиня такая же, терпит — не терпит, любит — не любит.

—  В одном из интервью вы говорите, что свет всегда должен гореть внутри человека. Но как его сохранить, если в жизни, как и у вашей героини в «Замыкании», настоящий ад?

— Этот фильм можно назвать мотивационным, как сейчас модно говорить. В соцсетях мотиваторы имеют огромную аудиторию. До сих пор очень много детей живут на грани, в опасности сорваться в пропасть. Некоторые мотиваторы сами очень радикальны. Чуть что — разведись, вычеркни, брось, устрани и так далее, а в жизни все сложней. Даже когда видишь жизнь публичных людей, как они скандально разводятся, делят детей, имущество, и это недостойное зрелище показывается в прайм-тайм. Насилие бурно расцвело в период пандемии. Цифры ужасают. Если насильников не жалко, то беззащитных жалко. Никто им не в состоянии помочь, если они стесняются и не говорят, не заявляют. Тут есть опасность решить проблему скрытно, замкнувшись в своем несчастье, кардинально. Этого делать нельзя. Если есть опасность физической расправы, нужно найти способ держаться подальше. Подросткам даже психологическое давление опасно, по себе сужу. Когда снимала фильм, эти слова были девизом: «Если страдаете от несправедливости нехорошего человека, — простите, а то будут два нехороших человека». Свет — это Любовь. Держаться надо этого света, тепла.

— Ваша личная судьба связана с дилогией «Его дочь» и «Замыкание»?

— Да, связана. Даже те фильмы авторского кино, где говорят «не связано», откуда они берут идеи и чувства? Только покопавшись у себя,  находишь. То, чего у тебя нет и не было, невозможно честно показать, рассказать. Каждый художник все пропускает через себя. Один из основных мировых трендов последних лет —  женские истории, рассказанные режиссерами-женщинами, поэтому и я получаю огромный стимул к развитию. Но у западных женщин-режиссеров больше феминизма, а мне с мужчинами не надо воевать, наоборот, кто вокруг меня,  очень мне помогают. Я их уважаю и люблю.

—  В ваших работах присутствует национальный дух республики Саха, откуда и вы родом. Магия края добавляет в сюжет свою изюминку. А в национальной культуре вашего края какая сейчас полоса – черная или белая?

— Да, я родилась в республике Саха. Через героиню я и дальше буду рассказывать о Республике. Пока первые два фильма более камерные, психологические, формирующие ее характер, но она дальше выйдет в социум, а социум разных годов очень разный. Люди очень сильно изменились. Культура, которую при СССР не поддерживали, сейчас имеет хороший бюджет. Конечно, хотелось бы больше… Сейчас в культуре только некоторые направления процветают, но некоторые направления сложно назвать культурой. У остальных — застой. Я думаю, это естественный процесс, но опасность потерять национальную культуру все же есть. Мир больше интегрируется, унифицируется и, что опасно, чужая культура завлекает молодежь. Технологии стали привлекательнее сути, мысли, души.

— Да, это отдельная тема для разговора… А кто автор сценария ваших работ, как нашли исполнительницу главной роли, и кто еще из актеров занят в фильме «Замыкание»?

— Авторское кино завязано только на авторе, тем более в якутском кино. Если хочешь создать свое, то все должен делать сам. От сценария до конечного продукта. Есть режиссеры, которые снимают по мотивам произведений якутских классиков. Им помогает министерство Культуры, Сахафильм. Есть режиссеры молодые, которые собираются вместе и выдают свой продукт —  это в основном комедии, ужасы. У них бюджет съемок небольшой, команда работает в основном бесплатно, затем все зарабатывают с проката. У них самая большая касса. Молодежь любит комедии, треш, ужасы, как и везде. А я как сценарист, режиссер, продюсер в одном лице собираю себе команду на съемки и пост-продакшн. Некоторым техническим оснащением иногда, если есть возможность, помогает «Сахафильм». Но в целом, когда человек продвигает свою идею и не служит кому-то, ему все нужно делать самому.

Актрису Юлию Мярину  на главную роль нашла давно. Она снималась у меня в короткометражном фильме. С тех пор тихо надеялась когда-то с ней еще поработать. Я выбрала ее по душевным качествам. Девушка очень милая, понимающая, все быстро схватывает. Мне легко было с ней работать. В главных ролях заняты также замечательные актеры  Нюргуяна Шадрина, Василий Борисов, Саина Сергучева, Милана Мигалкина, Софья Баранова, Мария Сивцева, Анатолий Иванов.

—  Но на этом, как я понимаю, история вашей героини не заканчивается. Зрителям интересно, что будет с вашей героиней дальше и как она сможет вынести все, что приготовила ей судьба?

— Дальше будет еще интереснее. Она переедет в город Якутск, где сделает первые самостоятельные шаги. Город тех лет был вулканом. Это середина 80-х. Снаружи не было видно, что шли невидимые властям бурления среди студентов. Если прокат пройдет хорошо, я приступлю к съемкам.

Еще в планах есть несколько фильмов. Это конец 80-х, начало 90-х и так далее.

Нина ДОНСКИХ.

Фото из личного архива Татьяны Эверстовой

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x