КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 1

Начинаем цикл очерков историка и публициста Сергея Баймухаметова «Княжеский крест», посвященный 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Уничтожать свою историю мы мастера. Равно как и мастера искажать ее в ту или другую сторону. Именно об этом и именно такими словами думал я ранним майским утром 1995 года, сидя в лодке посреди Плещеева озера.

Слева от меня на фоне неба четко прорисовывались купола Никитского монастыря. Понятно, когда храм стоит прямо на берегу, над тихой водой – как над огромным зеркалом. Но ведь Никитский монастырь в большом отдалении отсюда, на взгорках – а все равно непостижимым образом отражается в озерной глади!

Плещеево озеро и Никитский монастырь

А прямо по носу лодки – город Переславль-Залесский. Причал, забитый маленькими суденышками – рыбацкая слобода. Метров на двести правее, где в озеро вливается река Трубеж, – Сорокосвятская церковь.

Плещеево озеро и Сорокосвятская церковь

Если пойти вверх вдоль реки, вдоль древнего земляного вала, откроется Спасо-Преображенский собор.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

В XIII веке собор переходом соединялся с деревянными палатами князя Ярослава. По всей видимости, в них и родила княгиня Феодосия, дочь Мстислава Удатного и половецкой княжны, маленького княжича Александра.

Этот человек определил судьбу народа.

Однако споры о его роли в истории Руси длились и  царской России, и в СССР, длятся и в России нынешней, начиная с конца 1990-х годов. Но сегодняшняя ситуация сильно отличается от предыдущих веков. Потому что это действительно споры. А споры имеют свойство обнажать факты, делать их публичными.

Все предыдущие века в России и в СССР факты, истинная деятельность, роль и значение Александра Невского так или иначе умалчивались.

В 1547 году Александра Невского причислили к лику святых. И потому в последующие века его официально чтили. Но…

Наверно, читателям будет странно узнать, что русская историческая наука XIX века относилась к Невскому более или менее прохладно. Правда, ученые не осмеливались открыто в чем-либо обвинить святого князя. Это называлось бы святотатством. Однако в трудах основоположников, Соловьева и Ключевского, он упоминается мельком, пусть даже и уважительно. Например, в «Курсе русской истории» В. О. Ключевского – 15 раз в 15 строчках. В трех томах – 15 раз?!

Посмотрим труд Сергея Михайловича Соловьева «История России с древнейших времен». 29 томов. О ключевой фигуре русской истории – святом великом князе Александре Ярославиче Невском там говорится сжато, сухо и без объяснений. Вот, например, о походе ордынцев, известном как «Неврюева рать», о войне Александра Невского с его родным братом Андреем, в ту пору великим князем Владимирским:

«В 1252 году Александр отправился на Дон к сыну Батыеву Сартаку с жалобою на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторгнулись в землю Суздальскую».

Шести слов – «не исполняет свои обязанности относительно татар» – явно недостаточно для объяснения междоусобной войны, для выделения ханом Золотой Орды конной дивизии под началом Неврюя.

Об отношениях с Римской церковью. Причем, не впрямую, а со ссылкой на некое «сказание» (так Соловьев назвал «Житие Александра Невского»):

«Однажды явились к нему послы из великого Рима от папы, который велел сказать Александру: «Слышали мы о тебе, князь, что ты честен и дивен, и велика земля твоя: поэтому прислали мы к тебе от двенадцати кардиналов двоих хитрейших – Галда и Гемонта, да послушаешь учения нашего». Александр, подумавши с мудрецами своими, описал папе все случившееся от сотворения мира до седьмого вселенского собора, прибавив: «Все это мы знаем хорошо, но от вас учения не принимаем».

Выглядит как небольшой богословский диспут.

Почему подробно не рассказал, не объяснил Соловьев?

В результате исторических умолчаний и сокращений сама фигура Александра Невского повисла в воздухе, превратилась в исторический фантом. Всего одиннадцать лет был он великим князем на Руси. За что его причислили к лику святых? Ведь не за сражение на Чудском озере: как-то, по-житейски говоря, маловато. За что его считают национальным героем? Неизвестно.

Значит, имелись у Невского совершенно особые, исключительные заслуги перед православной верой и русским народом. Какие? Ответы знала Русская православная церковь, но она молчала. Ведь если Русь, по официальной историографии, «жила под татаро-монгольским игом», если Золотая Орда – зло для страны и народа, то почему православная церковь причислила к пантеону святителей Александра Невского, верного проводника ордынской политики, да еще и названого сына хана Батыя?

Ответ на эти вопросы тянет за собой такие неприятные для историков выводы, так не укладывается в сложившуюся систему русской историографии, настолько взрывоопасен для стереотипов массового сознания, что лучше на них не отвечать. Лучше – промолчать, утаить.

И в тех, и в других случаях всячески замалчивалась и замалчивается суть политики Александра Невского. Замалчивается главный конфликт эпохи. Замалчивалась правда об истинных отношениях Руси и Золотой Орды.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

One Comment

Добавить комментарий