В московском кинотеатре «Иллюзион» прошла повторная премьера (главная была на ММКФ) картины «Архипелаг». Ленту представили режиссер Алексей Тельнов и актеры Марина Петренко и Евгений Лямин. Наш корреспондент побеседовал с «виновниками» премьеры.
«Архипелаг» – масштабная историческая картина, основанная на реальных событиях. На исходе XIX века на архипелаг Шпицберген отправляется российско-шведская экспедиция. Цель ученых – установить реальные размеры нашей планеты и определить форму земного шара, ведь на протяжении трехсот лет никому не удавалось решить эту амбициозную задачу.
Режиссер Алексей Тельнов
– Как вам пришла в голову идея снимать фильм об этой уникальной экспедиции?
– Идею подсказал мой хороший товарищ, Михаил Георгиевич Малахов, заслуженный полярник РФ, Герой России. Он мне рассказал о том, как они с сыном прошли по пути уникальной экспедиции Александра Васильева. Мне эта история показалась достойной для кинематографа, и мы вместе с Малаховым-младшим решили ее снимать.
– Подбор актеров на проект: всех ли вы «заполучили», кого хотели, или кто-то из-за сложности съемок отказался?
– С актерами, на самом деле, не очень легко – потому что проводятся долгие кастинги. Но для меня самым важным почему-то был вопрос выбора главной героини, Лилиан. И я считаю большой удачей, что именно на эту роль «нашлась» Марина Петренко. Я посмотрел много претенденток, и в голове сложился какой-то образ. Бывает, что актер играет по-своему, может и гениальный актер, интересный, и по-другому все это может преподнести. И другой образ – и возможно, даже поинтереснее получается… У меня было такое желание непреодолимой силы что б именно этот актер совпал с внутренним чувством. Я помню, когда Марина приехала – а я ее не знал совершенно и не видел в кино, – зашла к нам на студию, я спрашиваю: «Лилиан?», а она – «Да!». Это, правда, было видно: ее энергетика, ее обаяние, внутреннее «я». Она говорит: «Я прочитала и поняла, что это – я». «Да, я вижу». Вот так получилось. Мерзликин – мы с ним уже работали, он снимался в картине «Облепиховое лето» у Виктора Алферова, и была задача выбрать офицера, каторжника. Я на самом деле посмотрел всех актеров, которые у нас снимаются, и пришел к выводу, что Машков или Мерзликин. Я считаю Андрея настоящим мужчиной – семьянин, благороден, честен и в меру набожен.
– Во сколько обошлись декорации Арктического лагеря, которые были построены прямо на берегу Финского залива в Ленинградкой области и кто этим занимался?
– Финансовый вопрос – это секрет. А занимались исполнительные продюсеры. Строили наши декораторы, художники, рабочие. У нас был прекрасный замечательный художник, я считаю – один из лучших в Санкт-Петербурге – Володя Южаков.
– Кто и как занимался подбором собак для проекта?
– Я же это сам и прописал в сценарии. Я хотел бы, что б собак было больше раза в три. Но, к сожалению, были финансовые рамки, и по календарю – была очень теплая зима. Как только мы построили декорации, «встал» лед, вздыбились торосы, и был даже шторм. А уже на следующий день весь лед унесло в Балтику. «Приглашали» собак специалисты одной петербургской компании. Собаки практически все ездовые. У одной нашей рыженькой «актрисы» – более тридцати картин, не каждый актер имеет такой «послужной список».
– Что вы лично ожидаете от «встречи» фильма со зрителем?
– Главное, чтобы фильм понравился. А на счет проката – боюсь загадывать, все это тяжело. Фильм не в жанре «экшен», снят немножко «документально» – я сам документалист. Мне хотелось сделать душевный фильм, без надуманных моментов – драматичный и достаточно правдоподобный. Про ученых из Пулковской обсерватории, которые, не имея особого снаряжения, без специального оборудования, которого в то время просто не было, вывели полярную науку на новый уровень. Не они одни, конечно, но в том числе. Судя по тому, что писали, в западных газетах, это было огромное достижение.
– Самый сложный момент или день во время съемок?
– Нам нужно было поехать в заброшенный в ледниках поселок – это был апрель месяц. А оказалось, что апрель – самый холодный месяц, минус 43. Мы ехали шесть часов, через час я подумал, что умру… Было очень холодно, и без подготовки это практически невозможно. Я за полчаса отморозил себе щеки, и потом был весь «заклеен». Одежда была с подогревом, но… А экспедиция Васильева вообще была без обмундирования – это реальный героизм, и все ради науки.
Актриса Марина Петренко
– Представить такую красавицу в северных ледовитых просторах очень сложно. Каково было вам принять такое, не побоюсь этого слова, «героическое» решение на участие в проекте?
– Мое решение об участии было принято сразу же после того, как я прочитала сценарий. Мне очень понравилась история, моя героиня. Мне показалось, что как актрисе здесь есть что играть. Мне было очень интересно попробовать приблизиться к этому персонажу (французская журналистка Лилиан – прим. автора) и поэтому я быстро согласилась. Я приехала на пробы, и оказалось, что была уже у режиссера в дримкасте. И потому утверждение прошло очень быстро. У нас с режиссером сразу все «срослось».
– Самый сложный день или момент во время съемок?
– Для меня самым сложным был первый день. Потому что то, что зритель видит на экране: снег и мороз, мы вправду снимали на льдине в Финском заливе, было очень холодно. И морально я не была готова к тому, что это физически будет так сложно. Легкие костюмы, начало марта, на льду снимаешь целый день – физически было непросто. Туда приезжали машины со снегом, постоянно обдувало холодом – в первый день нужно было разобраться «что к чему». В «полярницы» я не была готова, сама – южный человек, выросла в тепле, поэтому для меня это все было большим испытанием. Но было очень интересно. А еще я человек некурящий, и мне непросто далась первая сцена моей героини, когда она приходит в редакцию и курит.
– Удалось ли вам воплотить в роли то, что «закладывал» режиссер?
– Это точно вопрос к режиссеру. Но мне кажется, что то, о чем мы с ним договаривались – получилось. А что он планировал на самом деле – знает только он. Мы обсуждали с ним, говорили, но насколько я «воплотила» то, что он хотел – не могу сказать.
– Способно ли кино в принципе проникнуть в душу и сердце зрителя такой историей?
– Я надеюсь, что способно. По крайне мере – мне очень хочется в это верить. Современные люди, которые посмотрят этот фильм о героизме ученых, и подвиге во имя науки… Надеюсь, что эта история сможет затронуть. Если мы хоть одного зрителя в зале «затронем», значит это уже все не зря.
Актер Евгений Лямин
– Мечтали ли вы сами в детстве и юности о «дальних странах» и подвигах?
– Да. Я родился в Перми – это Урал. Для меня поездка в Москву – это уже было огромное путешествие. В детстве я очень хотел попасть в Лондон. И вот совсем недавно я первый раз летел на самолете – и очень радовался этому. Я стараюсь радоваться даже мелочам.
– Северные съемки – что вам, как молодому актеру, запомнилось больше всего?
– Были очень сложные погодные условия. И когда ты ходишь в замшевой обуви и «проваливаешься» под лед, потому что там вода по щиколотки – приходилось иногда сушить носки и портянки, которые вместо носков наматывали. Было сложно, но с другой стороны, было очень классно, что я не приходил туда как на работу, я чувствовал себя как будто в лагере. И сцены у костра – было очень тепло находиться в коллективе, как будто ты на отдыхе. Атмосфера внутри труппы была дружная, все помогали, что-то спрашивали, переделывали…У меня редко бывает такое на съемках – обычно это работа: приходишь, делаешь и уходишь. А здесь – приходишь и живешь, с шести утра и до конца светового дня. Было 15 съемочных дней, и я действительно «вжился» в коллектив.
– Что сложнее – быть актером или полярником?
– Если с психологической точки зрения, актерская профессия все таки сложнее. Но физическая – у полярников она точно энергозатратнее. Может, потому что я уже прошел через актерское мастерство, и мне так проще. Но эти мужики – они герои, и те, кто в шахтах работает, и те, кто сейчас с коронавирусом борется. У меня мама, она инфекционист и я просто поклоняюсь ей, образно говоря. Я не понимаю – как? Это просто такое мужество должно быть! А мы, актеры, лишь примеряем на себя эти образы и стареемся понять: «Каково им? О чем они думают? Что хотят сказать?». Поэтому – точно, сложнее им.
Вот таковы они – молодые, ярко говорящие и много думающие актеры, которые «попали» в «Архипелаг» к талантливому режиссеру.
Владимир Сабадаш.
Фото Лидии Жегаловой










