РЕЖИССЕР АЛЕКСЕЙ ТЕЛЬНОВ: ПОЕЗДКА В ЗАБРОШЕННЫЙ В ЛЕДНИКАХ ПОСЕЛОК ЧУТЬ НЕ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ ПОСЛЕДНЕЙ

В московском  кинотеатре «Иллюзион» прошла повторная премьера (главная была на ММКФ) картины «Архипелаг». Ленту представили режиссер Алексей Тельнов и актеры Марина Петренко и Евгений Лямин. Наш корреспондент побеседовал с «виновниками» премьеры.

«Архипелаг» – масштабная историческая картина, основанная на реальных событиях. На исходе XIX века на архипелаг Шпицберген отправляется российско-шведская экспедиция. Цель ученых — установить реальные размеры нашей планеты и определить форму земного шара, ведь на протяжении трехсот лет никому не удавалось решить эту амбициозную задачу.

Режиссер Алексей Тельнов

— Как вам пришла в голову идея снимать фильм об этой уникальной экспедиции?

— Идею подсказал мой хороший товарищ, Михаил Георгиевич Малахов, заслуженный полярник РФ, Герой России. Он мне рассказал о том, как они с сыном прошли по пути уникальной экспедиции Александра Васильева. Мне эта история показалась  достойной для кинематографа, и мы вместе с Малаховым-младшим решили ее снимать.

— Подбор актеров на проект: всех ли вы «заполучили», кого хотели, или кто-то из-за сложности съемок отказался?

— С актерами, на самом деле, не очень легко —  потому что проводятся долгие кастинги. Но для меня самым важным почему-то был вопрос выбора главной героини, Лилиан. И я считаю большой удачей, что именно на эту роль «нашлась» Марина Петренко. Я посмотрел много претенденток, и в голове сложился какой-то образ. Бывает, что актер играет  по-своему, может и гениальный актер, интересный, и по-другому все это может преподнести. И другой образ — и возможно, даже поинтереснее получается… У меня было такое желание непреодолимой силы что б именно этот актер совпал с внутренним чувством. Я помню, когда Марина приехала – а я ее не знал совершенно и не видел в кино, – зашла к нам на студию, я спрашиваю: «Лилиан?», а она – «Да!». Это, правда, было видно: ее энергетика, ее обаяние, внутреннее «я». Она говорит: «Я прочитала и поняла, что это – я».  «Да, я вижу». Вот так получилось. Мерзликин – мы с ним уже работали, он снимался в картине «Облепиховое лето» у Виктора Алферова, и была задача выбрать офицера, каторжника. Я на самом деле посмотрел всех актеров, которые у нас снимаются, и пришел к выводу, что Машков или Мерзликин. Я считаю Андрея  настоящим мужчиной – семьянин, благороден, честен и в меру набожен.

— Во сколько обошлись декорации Арктического лагеря, которые  были построены прямо на берегу Финского залива в Ленинградкой области и кто этим занимался?

— Финансовый вопрос — это секрет. А занимались исполнительные продюсеры. Строили наши декораторы, художники, рабочие. У нас был прекрасный замечательный художник, я считаю – один из лучших в Санкт-Петербурге – Володя Южаков.

— Кто и как занимался подбором собак для проекта?

— Я же это сам и прописал в сценарии. Я хотел бы, что б собак было больше раза в три. Но, к сожалению, были финансовые рамки, и по календарю – была очень теплая зима. Как только мы построили декорации, «встал» лед, вздыбились торосы, и был даже шторм. А  уже на следующий день весь лед унесло в Балтику. «Приглашали» собак специалисты одной петербургской компании. Собаки  практически все ездовые. У одной нашей рыженькой «актрисы» – более тридцати картин, не каждый актер имеет такой «послужной список».

— Что вы лично ожидаете от «встречи» фильма со зрителем?

— Главное, чтобы фильм понравился. А на счет проката — боюсь загадывать, все это тяжело. Фильм не в жанре «экшен», снят немножко «документально» — я сам документалист. Мне хотелось сделать душевный фильм, без надуманных моментов – драматичный  и достаточно правдоподобный. Про ученых из Пулковской обсерватории, которые, не имея особого снаряжения, без специального оборудования, которого в то время просто не было, вывели полярную науку на новый уровень.  Не они одни, конечно, но в том числе. Судя по тому, что писали, в  западных газетах, это было огромное достижение.

— Самый сложный момент или день во время съемок?

— Нам нужно было поехать в заброшенный в ледниках поселок – это был апрель месяц. А оказалось, что апрель – самый холодный месяц, минус 43. Мы ехали шесть часов, через час я подумал, что умру… Было очень холодно, и без подготовки это практически невозможно. Я за полчаса отморозил себе щеки, и потом был весь «заклеен». Одежда была с подогревом, но… А  экспедиция Васильева вообще была без обмундирования  — это реальный героизм, и все ради науки.

Актриса Марина Петренко

— Представить такую красавицу в северных ледовитых просторах очень сложно. Каково было вам принять такое, не побоюсь этого слова,  «героическое» решение на участие в проекте?

— Мое решение об участии было принято сразу же после того, как я прочитала сценарий. Мне очень понравилась история, моя героиня. Мне показалось, что как актрисе здесь есть что играть. Мне было очень интересно попробовать приблизиться к этому персонажу (французская журналистка Лилиан – прим. автора) и поэтому я быстро согласилась. Я приехала на пробы,  и оказалось, что  была уже у  режиссера в дримкасте. И потому утверждение прошло очень быстро. У нас с режиссером сразу все «срослось».

— Самый сложный день или момент во время съемок?

— Для меня самым сложным был первый день. Потому что то, что зритель видит на экране: снег и мороз, мы вправду снимали на льдине в Финском заливе, было очень холодно. И морально я не была готова к тому, что это физически будет так сложно. Легкие костюмы, начало марта, на льду снимаешь целый день – физически было непросто. Туда приезжали машины со снегом, постоянно обдувало холодом – в первый день нужно было разобраться «что к чему».  В «полярницы» я не была готова, сама — южный человек, выросла в тепле, поэтому для меня это все было большим испытанием. Но было очень интересно. А еще я человек некурящий, и мне непросто далась первая сцена моей героини, когда она приходит  в редакцию и курит.

— Удалось ли вам воплотить в роли то, что «закладывал» режиссер?

— Это точно вопрос к режиссеру. Но мне кажется, что то, о чем мы с ним договаривались – получилось. А что он планировал на самом деле – знает только он. Мы обсуждали с ним, говорили, но насколько я «воплотила» то, что он хотел – не могу сказать.

— Способно ли кино в принципе проникнуть в душу и сердце зрителя такой историей?

— Я надеюсь, что способно. По крайне мере – мне очень хочется в это верить. Современные люди, которые посмотрят этот фильм о героизме ученых,  и подвиге во имя науки… Надеюсь, что эта история сможет затронуть. Если мы хоть одного зрителя в зале «затронем», значит это уже все не зря.

Актер Евгений Лямин

— Мечтали ли вы сами в детстве и юности о «дальних странах» и подвигах?

— Да. Я родился в Перми – это Урал. Для меня поездка в Москву – это уже было огромное путешествие. В детстве я очень хотел попасть в Лондон. И вот совсем недавно я первый раз летел на самолете – и очень радовался этому. Я стараюсь радоваться даже мелочам.

— Северные съемки – что вам, как молодому актеру, запомнилось больше всего?

— Были очень сложные погодные условия. И когда ты ходишь в замшевой обуви и «проваливаешься» под лед, потому что там вода по щиколотки  — приходилось иногда  сушить носки и портянки, которые вместо носков наматывали. Было сложно, но с другой стороны, было очень классно, что я не приходил туда как на работу,  я чувствовал себя как будто в лагере. И сцены у костра – было очень тепло находиться в коллективе, как будто ты на отдыхе. Атмосфера внутри труппы была дружная, все помогали, что-то спрашивали, переделывали…У меня редко бывает такое на съемках – обычно это работа: приходишь, делаешь  и уходишь. А здесь – приходишь и живешь, с шести утра и до конца светового дня. Было 15 съемочных дней, и я действительно «вжился» в коллектив.

Что сложнее – быть актером или полярником?

— Если с психологической точки зрения, актерская профессия все таки сложнее. Но физическая – у полярников она точно энергозатратнее. Может, потому что я уже прошел через актерское мастерство, и мне так проще.  Но эти мужики – они герои, и те, кто в шахтах работает, и те, кто сейчас с коронавирусом борется. У меня мама, она инфекционист и  я просто поклоняюсь ей, образно  говоря.  Я не понимаю — как? Это просто такое мужество должно быть! А мы, актеры, лишь примеряем на себя эти образы и стареемся понять: «Каково им? О чем они думают? Что хотят сказать?». Поэтому – точно, сложнее им.

Вот таковы они – молодые, ярко говорящие и много думающие актеры, которые «попали» в «Архипелаг» к талантливому  режиссеру.

Владимир Сабадаш.

Фото Лидии Жегаловой

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x