Мечта как судьба

Спектакль с таким романтичным названием появился на афише «Театра на Покровке» 14 сентября, когда труппа вспоминала и праздновала семидесятилетие своего основателя, народного артиста России Сергея Арцибашева, и тридцатилетие театра.

— Семьдесят плюс тридцать – вот такой домашний столетний юбилей, – сказал главный режиссер теа­тра Геннадий Шапошников гостям, пришедшим на Покровку в тот вечер. – Тридцать лет Сергей Николаевич ставил классику, и последующие тридцать лет в театре также будет ставиться классика.

Постановка «Мечта как судьба» теперь появится в афише «Теа­тра на Покровке» и будет играться на регулярной основе.

Сын Сергея Николаевича Арцибашева, режиссер Сергей Вельмакин, составил этот спектакль из кусочков лучших постановок своего отца, начиная с легендарных чеховских «Трех сестер», увидев которые театральная столица в 1991 году поняла, что на карте города возник новый интереснейший авторский театр.

…Очень любопытна сама форма нового спектакля Александра Вельмакина. В коробку сцены, обставленную в духе уютной театральной гостинной, выходит труппа – и артисты, которых мы хорошо знаем и давно любим, и молодые, совсем недавно пришедшие на Покровку актеры. Сбоку на огромном экране из темноты появляется Сергей Арцибашев так, как он всегда появлялся перед зрителями и друзьями, с неизменной гитарой в руках. Сергей Николаевич приглашает всех на дружеские посиделки песней Булата Окуджавы: «Друзей созову, на любовь свое сердце настрою».

«Этот театр, — поясняет с экрана Сергей Николаевич, — и моя радость, и моя боль, и моя любимая игрушка, и вся моя жизнь, и моя мечта». (Отсюда и название спектакля «Мечта как судьба» ).
Видео так ловко подобрано и подано в зал (границы экрана, который стоит на сцене, теряются в темноте), что возникает ощущение: диалог между режиссером и нами продолжается прямо в данную минуту. Он говорит. Артисты внимают своему Мастеру. Да в сущности этот диалог никогда и не прекращался. И поэтому, когда Арцибашев с экрана спрашивает: «Готовы?», труппа очень органично отвечает: «Готовы».

Перед зрителями проходит череда спектаклей, поставленных Сергеем Николаевичем с момента основания «Театра на Покровке». Вот появляются на сцене «Три сестры» (на экране Арцибашев играет Вершинина), а артисты, разделенные с ним невидимым столом на именинах у Ирины, отвечают ему со сцены.

Вот появляются умопомрачительные девушки в белоснежных халатиках из гоголевского «Ревизора», которые с утра отправляются в высокий кабинет приводить в чувство команду городничего, с трудом собирающуюся с силами после вчерашней попойки встретить нежданного ревизора из Петербурга.

Вот на сцену выскакивают азартные и беззаботные – молодой учитель Беляев и по уши влюбленная в него Верочка, отправляющиеся запускать бумажного змея. Тургеневский «Месяц в деревне» – гимн молодости и одновременно предупреждение: не просто обрести в душе плотину, способную защитить сердце от потока рвущихся наружу чувств.

А на сцене уже великолепная галерея женихов, приценивающихся к несравненной Агафье Тихоновне Купердягиной. Гоголевская «Женитьба» на Покровке – это спектакль особый, с честью выдержавший проверку временем. В свое время великолепные костюмы и декорации к нему сделал знаменитый ленкомовский художник Олег Шейнцис. Тонкий юмор постановки Арцибашева, сквозящий в том числе в пластике персонажей, читающийся в подборе песен, дополняет комичность сюжета и делает спектакль вечным.

Не менее иронично смотрится и диалог двух вздорных чеховских персонажей – соседей Натальи Степановны и Ивана Васильевича, на пути к счастью которых встали недоделенные Воловьи Лужки.
И во всех этих чеховских, гоголевских, тургеневских историях мы узнаем себя – недотеп, в каком бы веке мы не жили. А как роскошно и страшно в арцибашевской версии смотрится диалог Мольера и Людовика XIV – противостояние творца, знающего истину, которую он не смеет произнести, и представителя власти, упивающегося своей победой над почти детской беззащитностью.

Перед зрителями мелькают сцены из спектаклей «Пять вечеров», «Арбенин», «Горе от ума». И, конечно, из «Гамлета» – любимого произведения Сергея Николаевича. Философ Арцибашев с экрана по-прежнему ставит перед зрителем извечный шекспировский вопрос: «КАКИЕ сны в том смертном сне приснятся?» Этот вопрос снова и снова заставляет задуматься над нашей земной жизнью. Где обрящемся в итоге ? «В радость ли, в Божественный чертог славы Господней совнидем»? Или окажемся совсем в другом, весьма отдаленном, месте? Вопрос вопросов…

Фото автора

Добавить комментарий