«Одиночество – это состояние, о котором некому рассказать», – говорила непревзойденная Фаина Георгиевна Раневская. Вот двое таких, которым «некому рассказать» встретились на сцене Таганки в исполнении Гоши Куценко и Ирины Апексимовой. Режисер Никита Гриншпун поставил пьесу Александра Гельмана, одного из самых востребованных драматургов позднего СССР, тем самым вольно или невольно приглашая зрителя поностальгировать по всему советскому…
Антрепризный спектакль о том, как в парке на скамейке встретились «два одиночества», когда-то пережившие мимолетный роман друг с другом, Гоша Куценко и Ирина Апексимова играют как комедию, что, впрочем, не мешает ему быть и трагедией, и фарсом, и мелодрамой. Всё – в глазах и сердцах смотрящих.
Мужчине и женщине, которые встретились случайно в парке на скамейке, предстоит прожить за один вечер целую жизнь. Именно скамейка «разводит и сводит», именно на ней «всплывают» надежды и разочарования, именно она становиться «катализатором» взрывов страсти и отчаяния. Талантливые актеры великолепно разыгрывают то ли для зрителя, то ли для себя психологический триллер, в котором смешались правда и ложь, любовь и ненависть, разлука и предательство.
Наблюдая за «процессом», зритель понимает, что эта встреча – неслучайна: постепенно герои приходят к пониманию не только друг друга, но и самих себя, что и «презентуют» с легендарной сцены Таганки для считывания каждым сидящем в зале.
Минимум декораций, платок и зонтик, два артиста на сцене. Образы, созданные Ириной и Гошей, не отпускают мысли и чувства сразу после просмотра, а выводы и настроения после спектакля также неоднозначны, как и действо на сцене. Она – мать одиночка, он – бабник с детьми, но почему-то не жалко ни того, ни другого…
Бесподобная игра Куценко и Апексимовой – вот что действительно ценно в постановке. Они воплощают задумку авторов именно на той ноте, на которой требует этого ситуация и их душевные порывы. А кого жалеть, и на чьей стороне быть, а главное – какие выводы сделать после просмотра – решать каждому зрителю самостоятельно.
Владимир Сабадаш.
Фото Сергея Виноградова.