Олег Каравайчук – талант не по правилам

20 февраля в эфире телеканала «Россия-Культура» — премьера программы «Невский ковчег. Теория невозможного». Это рассказ об уникальном композиторе и пианисте Олеге Каравайчуке.

Едва ли к кому-то из наших современников слова «гений», «чудак», «не от мира сего» применялись так же часто, как к Олегу Каравайчуку. Пианист, композитор, яркая фигура в истории отечественной музыки XX века ‒ он был гоним властью и боготворим людьми искусства. Каравайчук неизменно притягивал взгляды прохожих своим странным обликом – беретом поверх парика, темными очками, шарфиком. Он стал легендой еще при жизни и создал вокруг себя множество мифов.

Олег Каравайчук родился в 1927 году в Киеве. Мать играла на фортепиано, отец – на скрипке. С раннего детства Олег сочинял собственные произведения и выступал перед широкой публикой. Среди его слушателей был Сталин. Олег Каравайчук окончил Ленинградскую консерваторию, но на экзаменационном выступлении из-за его неуступчивого характера разгорелся скандал. Концерты эпатажного автора нередко запрещались. Будучи индивидуалистом, он нашел себя в качестве композитора в кинематографе. Профессиональный дебют состоялся в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер». В творческом багаже Каравайчука ‒ музыка для нескольких сотен спектаклей и фильмов: «Два капитана», «Поднятая целина», «Короткие встречи» и других. С ним работали Сергей Юрский и Лев Додин, Сергей Параджанов и Василий Шукшин, Илья Авербах и Кира Муратова.

Олег Николаевич не шел на компромиссы, а на авантюры ‒ запросто. Нередко участвовал в перфомансах и выступал с наволочкой на голове, чтобы не отвлекаться от музыки. Не желал играть «по правилам» ‒ музыку сочинял прямо во время выступлений. У него было особое ощущение собственной независимости от любых творческих рамок и социальных границ. А еще он был безразличен ко всему, что не касалось музыки. Сравнивал себя со средневековым менестрелем и отвергал любую публичность, предпочитая камерные пространства.

Инна Шкарбанова

Фото ТК Культура