Афганистан. Из истории одной войны

СУ-25

Прошло 33 года со дня вывода советских войск из этой страны. Эта дата — 15 февраля — отмечается как День памяти воинов-интернационалистов.

В той войне Советский Союз преследовал две цели: обезопасить свои южные границы и поддержать Народно-демократическую партию Афганистана, которая хотела направить афганский народ на путь строительства социализма.

В Афганской войне применению авиации было отведено достойное место. Среди самолетов и вертолетов, применявшихся в Афганистане, Су-25 стал рекордсменом по числу самолето-вылетов и результатам боевого применения.

Что же такое Су-25? Это советский и российский штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно и в любых метеоусловиях. Штурмовик получил неофициальное название «грач».

Су-25 появился в Афганистане в результате осмысления опыта первых месяцев применения там авиации. Над афганскими горами истребители-бомбардировщики вроде Су-17, имея большой радиус разворота, теряли цель. Малозаметный противник делал безуспешным их применение. Отсюда и неполная реализация боевых возможностей истребительно-бомбардировочной авиации и невысокая результативность ударов.

Летчики вспоминали дозвуковые Ил-2 и Ил-10, самые эффективные штурмовики Второй мировой войны, и возмущались, что штурмовая авиация в 1956 году была упразднена нашими недалекими стратегами. И сходились во мнении, что в Афганистане нужен дозвуковой, маневренный, достаточно вооруженный и хорошо управляемый самолет-штурмовик с надежной защитой как экипажа, так и жизненно важных частей самолета.

Между тем такой самолет в 1970-е годы у нас уже был. В КБ Сухого он был «незаконнорожденный», заказа на него от ВВС не поступало, и поэтому испытания инициативного «пасынка» шли неспешно.

На вооружение ВВС самолет принимать не планировали, но война внесла свои коррективы. Военные вдруг потребовали машину на фронт, а конструкторы воспротивились: недоведенная, дескать, техника. Однако надо было срочно проверить на практике концепцию применения дозвукового штурмовика на горном театре военных действий. В этой обстановке только решительность главнокомандующего ВВС Павла Степановича Кутахова заставила отправить два опытных Су-25 на войну.

Предстоящую операцию назвали «Ромб». Для ее проведения была сформирована рабочая группа в составе руководителя генерал-майора Владимира Васильевича Алферова, его заместителя главного конструктора самолета Юрия Викторовича Ивашечкина, летчиков-испытателей Николая Федоровича Садовникова и Анатолия Александровича Иванова, летчиков из Научно-испытательного института ВВС Вячеслава Вадимовича Соловьева и Валерия Нестеровича Музыки и др.
16 апреля 1980 года авиагруппа прибыла на авиабазу Шинданд на западе Афганистана, где через три дня состоялся первый вылет Су-25.

Не все сначала нравилось летчикам в Су-25, например, конструкторы полагали, что на Су-25 можно не ставить бустеры (устройства для снижения физических нагрузок), и кондиционер отсутствовал. Но «грачей» отличали и многие достоинства. Например, великолепный обзор и прицел. Так, если летчик накладывал на цель прицельную марку, то она оставалась на ней намного дольше, чем на других самолетах. Это давало возможность точно стрелять, пускать ракеты и бомбить. Не было замечаний к Су-25 и при выполнении минирования. Штурмовик вскоре прозвали «расческой». Это за характерный вид многочисленных подвесок под крыльями. А еще – «горбатый» и «друг пехоты». Название «друг пехоты» Су-25 делил с вертолетами Ми-24 и Ми-8.

«Конкурентами» в смысле боевого применения у Су-25 были, конечно, вертолеты, но «грачи» были незаменимы там, где требовалось ударить по сильно защищенному противнику. Бронезащита делала Су-25 чрезвычайно живучим, а летчика – уверенным при атаке противника, ведь титановая «банка», в которой находился пилот, и защита двигателей позволяли вернуться домой, что называется, «на одном крыле». Были случаи, когда Су-25 возвращался на базу, имея до полутора сотен боевых повреждений. Из-за взрыва топливных баков и гибели летчика в Афганистане не был потерян ни один самолет.
На той войне «грачи» эксплуатировались с запредельными нагрузками. Средний годовой налет пилотов в Афганистане составлял до 300 часов. Что касается техники, то машина в год налетывала до тысячи часов. И люди и машины возвращались на отдых (на восстановление) измотанными и залатанными.
Вот такие есть воспоминания о той уже далекой, но не забытой Афганской войне.

По материалам vestidosaaf.ru

Фото Министерства обороны РФ