30 июня на российских экранах появится фильм «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи. Возможно, большинство зрителей уже видели эту работу великого итальянского кинорежиссера, награжденного «Оскаром» и «Золотым глобусом». Но пересмотреть ее стоит хотя бы потому, что она открыла миру юную Лив Тайлер – это была ее первая большая роль в полнометражном фильме, и именно в этом фильме сыграл свою последнюю роль любимец советских женщин Жан Маре.
При жизни Бертолуччи назвал «Ускользающую красоту» «путешествием внутрь самого себя». Режиссер снял этот фильм на своей родине после пятнадцатилетнего отсутствия: в восьмидесятые от потока критики он отправился на берега Туманного Альбиона. А затем ему предстояло многолетнее странствие по Ближнему и Дальнему Востоку, где появились на свет ленты «Последний император», «Под покровом небес» и «Маленький Будда».
В «Ускользающей красоте» режиссер снова пристально всматривается в родную Италию. Эта утонченная картина, рассказывающая о внутренней трансформации взрослеющей девушки, поставила в тупик многих критиков, привыкших к тяжеловесности лент Бертолуччи.
В «Ускользающей красоте» есть знакомство человека с самим собой, показаны первые шаги подростка в загадочной вселенной взрослых, с сопутствующими возрасту проявлениями любопытства, страсти, сексуальности. Бертолуччи было важно на экране запечатлеть момент перехода героини к юности. Образ Люси для режиссера стал в некоем смысле образом музы, символом таланта.
Локациями для своего кино режиссер избрал Тоскану, которую очень любил и которая дала миру целую когорту художников, музыкантов и писателей. Только вот у Бертолуччи Тоскана – это не рай для творчества, а символ земли, «разоренной» творцами, украденная красота.
Именно поэтому сюжет картины разворачивается на вилле, время на которой, кажется, застыло, как застывает мошка в медовом куске смолы. Здесь эстетикой пронизано все вокруг, красота дробится и отражается в каждом кадре. Но на ее фоне герои, сбежавшие на виллу от появлений окружающего мира, лишь предаются воспоминаниям о бурной молодости, которая выпала на бунтарские шестидесятые. Отвергая действительность, не желая идти в ногу со временем, они ведут праздный образ жизни, наполненный пустыми разговорами в ностальгическом раю с прекрасной архитектурой, поэзией, плотскими развлечениями и марихуаной. Это безудержное погружение в радости тела для режиссера символизирует неизбежную гибель культуры некогда великой Римской империи.
Елена Булова.