Ученые заявляют, что хоть полученные результаты пока не имеют клинического значения, они поднимают этический вопрос о том, что же такое смерть.
В исследовании, результаты которого были опубликованы 3 августа в журнале Nature, ученые оживили свинью через час после ее смерти. Для этого животному ввели экспериментальную жидкость OrganEx. Раствор, содержащий кровь животных и 13 других веществ, таких как антикоагулянты, сохранил целостность тканей, остановил гибель клеток и восстановил работу ключевых органов. Ученые обнаружили, что определенные функции клеток сердца, печени и почек были полностью восстановлены спустя шесть часов. При этом исследователи не смогли выявить признаки активной мозговой деятельности, которая указывала бы на то, что животное пришло в сознание. Кроме того, в статье не уточняется, какова дальнейшая судьба свиней, перенесших операцию.
«Последние эксперименты ошеломляют», – сказала Нита Фарахани, нейроэтик из Университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина. Несмотря на то, что это лишь первоначальное исследование, она считает, что со временем благодаря ему можно будет расширить рамки возможностей человеческого тела.
Исследование ставит под сомнение убеждение, что остановка сердца, наступающая с прекращением кровообращения и острой нехваткой кислорода, является необратимой. «Когда животные уже были мертвы, мы заставили клетки делать то, на что они были не способны», – отметил нейробиолог из Йельского университета Звонимир Врселя, участвовавший в проведении эксперимента. «Мы не говорим, что это имеет серьезное клиническое значение, но это определенно точно шаг в правильном направлении».
Автор – Макс Козлов
Источник – Журнал Nature
Перевод – Даниил Прилепский, «Московская правда»
Свиньи и люди очень похожи в биологическом аспекте поэтому много исследовании по изучению действия различных препаратов проводят сначала на этих животных. Панкреатин, содержащий 3 пищеварительных фермента: липазу, амилазу, протеазу для переработки жиров, углеводов и белков при нарушении пищеварения у людей добывают в основном из поджелудочной железы свиней. Строение иммунных клеток – лимфоцитов очень близкое. Кожа, печень, почки, легкие почти одинаковое и это дало возможность использовать их трансплантологии. Операции подобного вида уже были. Можно смело сказать – свинья самый близкий нам представитель животного мира во всём. Это касается и социального поведения.
Ждем появления первых “франкенштейнов” со времен романа Мэри Шелли Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Есть подозрения, что это была не смерть, а какой то вид анабиоза, что то наподобие краткосрочной комы.
Увы, ключевым вопросом тут является восстановление нормальной жизнедеятельности клеток мозга, а с этим у исследователей пока затык.
Вряд ли здесь можно применить слово “оживить”. Мозг не удалось восстановить. Запчасти не в счёт.
Это большой шаг, но этого мало. Если человек оживет, но его мозг не будет работать – это уже не человек.
Возможно, клетки сохраняют настолько мизерную активность, что ее не улавливают приборы.