Президентская библиотека бережно относится к памяти Константина Эдуардовича Циолковского, размещая и пополняя на страницах своего портала коллекцию раритетных изданий, посвящённых жизни и творчеству основоположника отечественной космонавтики, его труды по теории воздухо- и звездоплавания, ракетостроению, астрономии, физике, биологии, а также философские и научно-фантастические произведения.
Родившись в многодетной, часто бедствующей семье, Циолковский рано потерял слух: «в десять лет я оглох и изрядно отупел». Потеря слуха стала главным событием, определившим его дальнейшую «научную судьбу». Именно глухота выработала качества характера, которые впоследствии явились основой для его научной деятельности. «Характер у меня с самого детства скверный, горячий, несдержанный. А тут глухота, бедность, унижение, сердечная неудовлетворенность и вместе с тем пылкое, страстное до безумия стремление к истине», – писал о себе Циолковский.
Неясно слыша звук и с трудом разбирая речь, он попадал впросак в общении со сверстниками. Это отдалило его от людей, принуждая сосредоточиться на внутреннем мире. Так страдание от глухоты обернулось благом: главными учителями и друзьями для Циолковского стали книги, отдалившие его от «житейской пошлости».
В возрасте 14 лет Циолковский сделал токарный станок. Немногим позднее «устроил» коляску, которая ходила «во все стороны» и «против ветра». Деньги, данные на завтраки, он тратил на гвозди для своих изобретений.
В 15–16 лет Циолковского занимал вопрос: каким должен быть воздушный шар, сделанный из металлической оболочки, чтобы подниматься в воздух вместе с людьми? Так он увлёкся аэростатом.
Не имея свидетельств и аттестатов, Циолковский в 1880 году получил место «незаконного учителя» в г.Боровске Калужской губернии. В царской России он преподавал физику и математику, а после революции, в холоде, голоде и в темноте, – учил химии и астрономии. Коллеги относились к нему с опаской, а ученики – с симпатией. Во время ответа они становились рядом с ним у левого уха, чтобы он мог их слышать. Так продолжалось 40 лет вплоть до 1920 года. После этого времени Циолковский жил на государственном иждивении, получая ежемесячную пенсию 500 тысяч рублей.
Первая работа Циолковского по кинетической теории газов не была напечатана, однако в газетах о ней написали – так в 1882 году его имя впервые появилось в печати.
В 1891 году, когда автору было 34 года, появилась его печатная работа по сопротивлению воздуха, в 1892 году – труд о металлическом дирижабле, мысль о котором появилась в 15 лет и не покидала его в течение жизни. В книге Бориса Воробьёва «Циолковский» (1940) на материале биографии учёного рассказана история воздухоплавания в России, протекавшая в борьбе между «фантазёрами», «фанатиками» и «официальными научными учреждениями». В этой схватке вырисовывается образ «энтузиаста, человека огромной трудоспособности, величайших порывов и вместе с тем человека необычайно скромного».
В книге Николая Рынина «Русский изобретатель и учёный Константин Эдуардович Циолковский» (1931), электронная копия которой доступна в Президентской библиотеке, рассказывается история работ Циолковского, посвящённых ракетным кораблям, сюда включены описания устройств ракет – «опытной», «портативной», «лунной». В книгу также вошла работа Циолковского по исследованию космических пространств. «Циолковский, – пишет учёный и популяризатор в области космонавтики Николай Рынин, – принадлежит к той редкой категории людей, которые свою жизнь отдают любимой идее и, невзирая на окружающие тяжёлые материальные и моральные условия, не изменяют ей, перенося большие лишения, но продолжают работать в любимой области».
Действительно, видение и понимание идеи как сверхзадачи, ведущей к «всеобщему благу», составляло противовес обыденной жизни и являлось сутью учёных занятий Циолковского. «Амплитуда жизни зависит от способности мозга вбирать то или иное количество идей», – пишет Циолковский в книге «Ум и страсти» (1928). Электронную копию этой книги можно найти на портале Президентской библиотеки.
Работы о Солнце занимали его всю жизнь. «Основные идеи и любовь к вечному стремлению – к Солнцу, к освобождению от цепей тяготения, во мне заложены чуть не с рождения. Откуда явились такие желания – я до сих пор не могу понять», – признавался Циолковский в своей книге «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926), доступной на портале Президентской библиотеки. Здесь же можно ознакомиться с книгой «Грёзы о земле и небе» (1938), в которой Циолковский мечтает о возможности жизни вне земли.
«Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувственность во вселенной», – писал Циолковский с верой в то, что вселенная – звёзды и галактики – способна мыслить и чувствовать.
«Вечно взволнованный и вечно неудовлетворённый», беспрестанно находящийся в неравной борьбе с консервативной наукой, Циолковский сохранял идею о прекрасном будущем человека, искал новые пути для освоения этого будущего, при этом зачастую иронизируя над своим идеализмом.
С одной стороны – учёный, изобретатель, философ, с другой – чудак и фантазёр, испытывающий радость «космических масштабов» и надежду на то, чтобы во всей вселенной не было безумия и страданий. Нельзя сказать, что, увлечённый научными идеями Циолковский был всецело ограждён от житейских бед. Вместе с рукописями, моделями и чертежами сгорел до тла его дом, а несколькими годами позднее разлившаяся река Ока вновь уничтожила жилище, затопив макеты и уникальные схемы. Из семерых детей Циолковских двое совершили самоубийство, и ещё трое умерли раньше родителей.
В 60-летнем возрасте Циолковский принялся писать хронику событий своей жизни, которая состояла из размышлений, вычислений, напряжённого умственного труда, практических опытов, находившихся в столкновении с обстоятельствами.
Однажды в Москве возле Киевского (Брянского) вокзала в сутолоке у Циолковского срезали портфель, набитый рукописями и диаграммами по звездоплаванию. «Ах, дураки! – воскликнул Циолковский. – Путного-то ничего не было, одни мечты, нужные только мне!»
Однако сохранившиеся многочисленные труды по ракетостроению, воздухо- и звездоплаванию, астрономии, физике, биологии, научно-популярные, философские работы, электронные копии которых находятся в Президентской библиотеке и составляют коллекцию «Циолковский», нужны всему миру.
«Пылающий в огне идей» Циолковский предстаёт в своих трудах «освоителем вселенной», верящим в «преображение космоса», в замену естественной природы на рукотворную, но при этом оставляющим мирозданию его непостижимую тайну.
По информации Президентской библиотеки