24 октября в кинотеатре «Октябрь» состоится премьерный показ очень интересного фильма «Город музыки».
Задумывались ли вы над тем, как звучит Москва? А как она звучит для постороннего уха? Для иностранца? Ведь каждый город имеет свой звуковой и шумовой ряд. Кто хотя бы раз ночевал, например, в центре Каира наверняка был ошарашен бесконечным количеством несмолкающих в ночи клаксонов автомобилей самых разных тональностей, столь непривычных для нашего уха. А та же ночная Ялта – это сливающийся в один звук шум моря, прорывные звуки саксофона под звездным небом, зажигательные ритмы дискотек и вокал открытых площадок. А еще живое шаманящее звучание Гершвина в исполнении квартета, традиционно играющего на набережной…
А как звучит наша Москва?
… Сад Эрмитаж, детский смех, московское метро, фонтаны в парке Горького, шум вечерних посиделок на Патриарших — все эти звуки не ускользнули и были зафиксированы диктофоном британского композитора Дэна Бакстера, которому авторы проекта «Город музыки» предложили необычную авантюру. Авантюру на стыке креативного подхода и музыкального бэкграунда самого героя: записать звучание Москвы и создать на этой основе музыку города. Причем, режиссер картины Петр Келептришвили ограничил британца конкретным сроком – на всё про всё – неделя.
Дэн записывал музыку везде, где ее слышал. Даже, если это был шум шин во время велосипедной гонки на набережной у Кремля: музыкант аккуратно расположился на разделительной полосе Москворецкой набережной. Каждый день московской жизни дарил ему и всей съемочной группе целую кипу впечатлений и эмоций, которыми они теперь щедро делятся со зрителем.
В итоге получилось документальное кино и мюзикл в одном флаконе, который рассказывает о Москве глазами музыкантов и композиторов. Сложился яркий музыкальный портрет нашего города, сотканный из звуков, слов и эмоций.
Работа над фильмом велась так: пока Дэн делал первые шаги в изучении городского пространства, московские музыканты специально для фильма исполняли свою музыку live в нестандартных, но эффектных московских локациях. К финалу сами авторы картины берут в руки инструменты, устраивая сессии джем-импровизаций – магия музыки окончательно побеждает, и зритель слышит уникальный трек Москвы.
Дэн, кстати, известен как участник дуэта Fingathing и диджей Питер Паркер. А в режиссерской копилке Петра Келептришвили это уже второй полнометражный документальный музыкальный фильм. В первой работе Петр отправился в Великобританию на поиски молодых и талантливых музыкантов, будущих звезд мировой музыки. «Город музыки» продолжает эту тему.
В новой картине режиссера приняли участие 20 артистов и музыкальных групп различных жанров и направлений. В фильме будет интервью каждого, причем все делятся только чем-то личным и важным. Одни рассказывают истории из детства, которые привели их в мир музыки, другие раскрывают лайфхаки (слово, кстати, состоит из двух частей – «жизнь» и «взломать») композиторства и написания песен, третьи погружаются в воспоминания о необычной публике и вечеринках после выступлений.
Музыка в картине стала своего рода отдельным бестелесным героем, что проявляется в самых разных форматах — эфемерная, едва ощутимая или разрывающая перепонки музыкальная энергия постоянно пульсирует в кадре и за его пределами. Создатели отвечают на вопросы как она рождается, где найти вдохновение, нужна ли музыка в современном мире?
– В этом фильме, – говорит Антон Беляев, группа Therr Maitz, участник проекта, – есть мнения музыкантов, и мне кажется, что это хорошая призма, чтобы посмотреть иначе на повседневность Москвы. Ты приходишь на концерт и отключаешься на два часа от своих проблем, чтобы отдохнуть, потанцевать и вернуться в свой мир. Этот фильм отчасти объясняет чувства людей, которые занимаются этим самым отключением. Человек, который живет иначе, может представить себя в этой роли, понять, чем живет музыкант и зачем он это делает. Создавать такое кино – достаточно самоотверженное действие, для меня лично это очень ценно.
Елена Булова.
Фото предоставлены съемочной группой картины «Город музыки»