Ольга Аничкова: «Все самое интересное и невероятное в моей творческой жизни начинается со слов «а что, нам слабо»? 

В конце сентября в Москонцерт-Холле состоится премьера спектакля «Булгаков.Куклы»  режиссера Ольги Аничковой. Как признается сама Ольга, это одна из ее любимых работ.

Наша беседа с актрисой, режиссером, поэтом о премьере, поэзии и, конечно, о муках  творчества…

Ольга Аничкова, фото спектакля

 

— Ольга, мне очень нравится ваш взгляд на мир. Обожаю цикл юмористических стихотворений о малоизвестной актрисе. Есть о чем подумать. К примеру (авторская орфография здесь и далее в стихотворениях сохранена – прим. автора):

малоизвестная актриса хотела
приготовить суп
а приготовила случайно
роль катерины из грозы

Перефразируя ваше стихотворение, задам первый вопрос:

малоизвестная актриса хотела
приготовить суп
а приготовила случайно
спектакль «Булгаков.Куклы» — Вот дела!

Собственно, о премьере и пойдет речь. Как пришла идея создать в одном спектакле синтез жанров драматического театра и театра кукол, людей и кукол по мотивам такого сложного произведения Булгакова как  «Мастер и Маргарита»?
— Идея поставить спектакль «Булгаков.Куклы» витала вокруг и около уже давно. Оставалось ее только поймать. Вы знаете, все самое интересное и невероятное в моей творческой жизни начинается со слов «а что, нам слабо»? Дальше полный блэкаут,  и что-то дельное на выходе. Мы сидели на кухне с моей подругой и партнёршей по сцене актрисой Викторией Мустафиной, и уже не помню, кто из нас подкинул эту идею. А слабо поставить «Мастера и Маргариту» на небольшой состав актёров? Только так, чтобы было не стыдно. Чтобы прям до мурашек, слабо? Ну и дальше начались чудеса. Мы выиграли грант Росконцерта на постановку спектакля, получили невероятную поддержку от агентства «Яркие люди», встречали на этом непростом пути удивительных людей, настоящих профессионалов, которые поверили в идею и полюбили вместе с нами эту работу.

Потом по всей Москве искали актёров. Нужны были уникальные, точно подходящие на сложные роли, да ещё и такие, которые не испугаются ни материала, ни освоения  работы с куклами (а для драматического артиста это просто кошмар). И мы нашли. Так объединились в едином порыве люди, куклы, художники, бутафоры, чудесные стечения обстоятельств, режиссёр, и появился на свет спектакль «Булгаков. Куклы». Сложный, большой, на стыке жанров, и, скажу честно, требующий от зрителя не меньшей работы души, чем отдачи от актёров на сцене.

Ольга Аничкова, фото спектакля

 — Это ваша первая режиссерская работа?

— Нет,  это не первая. Первый спектакль я поставила в 18 лет, назывался он «Клоунада. Почти без слов», и это был мой первый эксперимент в жанре белой клоунады. Это такая клоунада, где не всегда только про смешное, а часто совсем наоборот. Сразу поехали с ним на фестиваль и забрали гран-при, потому что члены жюри честно сказали, что не понимают, как в таком жанре давать нам какое-то место. Так что, «берите и уходите, ребята». Потом было ещё много поставленных драматических спектаклей, несколько шоу, спектакли для уличного театра, работы из разряда «приглашённый режиссёр». Но самыми важными, на данный момент, считаю спектакль «Жизнь Ж…» , который мы придумали, поставили и играем вдвоём с Викторией Мустафиной, и спектакль «Булгаков. Куклы». Они любимчики, не буду скрывать.

— Вы  по первому образованию журналист. Ваша нынешняя профессия актрисы и режиссера не вступает в противоречие с тем, чем занимались раньше? Профессия фактов и профессия создания образов – что вам ближе?

— Да, действительно, я закончила журфак МГУ и только потом пошла получать актерско-режиссёрское образование. Две эти профессии совершенно не конфликтуют, а дополняют друг друга. Я глубоко убеждена, что основной и самый ценный навык журналиста – это умение общаться с людьми. Ну, и немножко литературной грамотности. А что такое постановка спектакля, как не общение с актерами, художниками, монтировщиками, пошивочными и бутафорскими цехами? И если ты умеешь общаться правильно, то все будет работать как нужно. Да ещё и с удовольствием. Ну, и ещё одно пересечение профессий, указанных в моих дипломах – умение наблюдать. Даже не так, наверное: любовь к наблюдению. И здесь тоже нет никакого конфликта – люблю и умею. И ещё: две профессии позволили мне, и спасибо им за это большое, написать книгу «Малоизвестная актриса и Простостихи». Но это уже совсем другая история).

— Когда начали заниматься поэзией? Откуда появились ваши стишки-«пирожки»?

— Стишки-пирожки придумали мои друзья «пирожковцы», по форме это ближе всего к хокку — коротеньким стихам без рифмы, но с ритмом и, главное, с большим смыслом. Я с удовольствием их читала, а потом спросила, можно ли я буду лепить свою собственную серию «малоизвестная актриса», где будут все радости и горести жизни некоей абстрактно-конкретной актрисы в частности, и театра в целом. Мне дали добро, и первый пирожок написался в результате очень драматичного события. После ночной репетиции в театре мы с коллегами-актрисами остановили такси (да, тогда ещё нужно было махать рукой у дороги). Таксист назвал какую-то космическую цену, я разозлилась, сказала «нет, спасибо, Бог вам судья», и в раздражении от души закрыла дверь машины. Вместе со своим пальцем. Машина поехала. Было больно. Когда я вернулась домой, то написала первый пирожок:

малоизвестная актриса

мечтала ездить на такси

но палец дверью прищемила

овца всегда ходи пешком

На следующее утро однокурсницы много смеялись, и потребовали продолжения. Так и начался путь малоизвестной актрисы в сетевой поэзии. Говорят, в разных городах в гримерках народ себе вешает эти пирожки  для поднятия настроения. Мне это важно и приятно. В книжку же вошли не только пирожки, которых накопилось столько, что не берусь сосчитать, но и проза, и стихи подлиннее и с рифмой.

—  Что из стишков-пирожков вам самой нравится больше всего?

— Сама я, конечно же, больше всего люблю серии  «о любви» и «о трудностях жизни». Всех, разумеется, не помню, потому и на концертах читаю с бумажки. Ну вот парочка фаворитов:

малоизвестная актриса

все время борется с собой

еда работа лень мужчины

пока что счёт четыре ноль

 

малоизвестная актриса

хотела книгу и в музей

а получилось почему то

две пары туфель и коньяк

 

 малоизвестная актриса

снималась в авторском кино

под съёмки налысо побрили

фрагмент в картину не вошёл

Пока перечисляла поняла, что любимые, наверное,  другие, но их правда так много, что выбирать не очень честно.

— Как малоизвестному журналисту,  что может сказать малоизвестная актриса о муках творчества? Они вам присущи или все вам дается легко и непринужденно?

— А оба эти утверждения справедливы. Придумать, затеять, понять, как решить сцену, заразить команду своей идеей, объяснить артисту что играем и как — это мне легко. Это я люблю, и в процессе чувствую себя абсолютно счастливой. Но бороться с обстоятельствами, когда «это невозможно сделать, не бейтесь», мучиться от сомнений, хорошо или плохо то, что получилось, копаться  в себе, ждать первой реакции зрителей, отзывов, вглядываться в лица тех, чьё мнение мне действительно важно — это действительно муки, которые сопровождают любую мою работу, будь то спектакль, книга или музыкальный альбом. Ужас. Но другого пути к правде я не знаю, и уверена, что именно в эту сторону и нужно идти. Да, я из тех наивных, которые верят, что правильно найденное и сказанное слово в творчестве, точно вызванная  у зрителя или читателя эмоция,  и те самые «проверочные мурашки» — это и есть главный смысл. Это то, что помогает искать «своих», двигаться в сторону света, и чувствовать себя счастливым человеком, который зачем-то нужен.

— И еще пару слов о премьере…

— Хочу сказать одну важную вещь своей команде: друзья мои, вы совершенно уникальные, невероятно талантливые, предельно терпеливые люди и работать с вами — счастье. Мы вместе сделали что-то такое, чем почти можно гордиться. Вот видите это «почти»? Это как раз и есть тот самый привет от мук творчества творческой же радости. Так и живем.

 Нина ДОНСКИХ.

Фото Светланы Пь

Ольга Аничкова, фото спектакля
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x