В конце сентября в Москонцерт-Холле состоится премьера спектакля «Булгаков.Куклы» режиссера Ольги Аничковой. Как признается сама Ольга, это одна из ее любимых работ.
Наша беседа с актрисой, режиссером, поэтом о премьере, поэзии и, конечно, о муках творчества…
– Ольга, мне очень нравится ваш взгляд на мир. Обожаю цикл юмористических стихотворений о малоизвестной актрисе. Есть о чем подумать. К примеру (авторская орфография здесь и далее в стихотворениях сохранена – прим. автора):
малоизвестная актриса хотела
приготовить суп
а приготовила случайно
роль катерины из грозы
Перефразируя ваше стихотворение, задам первый вопрос:
малоизвестная актриса хотела
приготовить суп
а приготовила случайно
спектакль «Булгаков.Куклы» – Вот дела!
Собственно, о премьере и пойдет речь. Как пришла идея создать в одном спектакле синтез жанров драматического театра и театра кукол, людей и кукол по мотивам такого сложного произведения Булгакова как «Мастер и Маргарита»?
– Идея поставить спектакль «Булгаков.Куклы» витала вокруг и около уже давно. Оставалось ее только поймать. Вы знаете, все самое интересное и невероятное в моей творческой жизни начинается со слов «а что, нам слабо»? Дальше полный блэкаут, и что-то дельное на выходе. Мы сидели на кухне с моей подругой и партнёршей по сцене актрисой Викторией Мустафиной, и уже не помню, кто из нас подкинул эту идею. А слабо поставить «Мастера и Маргариту» на небольшой состав актёров? Только так, чтобы было не стыдно. Чтобы прям до мурашек, слабо? Ну и дальше начались чудеса. Мы выиграли грант Росконцерта на постановку спектакля, получили невероятную поддержку от агентства «Яркие люди», встречали на этом непростом пути удивительных людей, настоящих профессионалов, которые поверили в идею и полюбили вместе с нами эту работу.
Потом по всей Москве искали актёров. Нужны были уникальные, точно подходящие на сложные роли, да ещё и такие, которые не испугаются ни материала, ни освоения работы с куклами (а для драматического артиста это просто кошмар). И мы нашли. Так объединились в едином порыве люди, куклы, художники, бутафоры, чудесные стечения обстоятельств, режиссёр, и появился на свет спектакль «Булгаков. Куклы». Сложный, большой, на стыке жанров, и, скажу честно, требующий от зрителя не меньшей работы души, чем отдачи от актёров на сцене.
– Это ваша первая режиссерская работа?
– Нет, это не первая. Первый спектакль я поставила в 18 лет, назывался он «Клоунада. Почти без слов», и это был мой первый эксперимент в жанре белой клоунады. Это такая клоунада, где не всегда только про смешное, а часто совсем наоборот. Сразу поехали с ним на фестиваль и забрали гран-при, потому что члены жюри честно сказали, что не понимают, как в таком жанре давать нам какое-то место. Так что, «берите и уходите, ребята». Потом было ещё много поставленных драматических спектаклей, несколько шоу, спектакли для уличного театра, работы из разряда «приглашённый режиссёр». Но самыми важными, на данный момент, считаю спектакль «Жизнь Ж…» , который мы придумали, поставили и играем вдвоём с Викторией Мустафиной, и спектакль «Булгаков. Куклы». Они любимчики, не буду скрывать.
– Вы по первому образованию журналист. Ваша нынешняя профессия актрисы и режиссера не вступает в противоречие с тем, чем занимались раньше? Профессия фактов и профессия создания образов – что вам ближе?
– Да, действительно, я закончила журфак МГУ и только потом пошла получать актерско-режиссёрское образование. Две эти профессии совершенно не конфликтуют, а дополняют друг друга. Я глубоко убеждена, что основной и самый ценный навык журналиста – это умение общаться с людьми. Ну, и немножко литературной грамотности. А что такое постановка спектакля, как не общение с актерами, художниками, монтировщиками, пошивочными и бутафорскими цехами? И если ты умеешь общаться правильно, то все будет работать как нужно. Да ещё и с удовольствием. Ну, и ещё одно пересечение профессий, указанных в моих дипломах – умение наблюдать. Даже не так, наверное: любовь к наблюдению. И здесь тоже нет никакого конфликта – люблю и умею. И ещё: две профессии позволили мне, и спасибо им за это большое, написать книгу «Малоизвестная актриса и Простостихи». Но это уже совсем другая история).
– Когда начали заниматься поэзией? Откуда появились ваши стишки-«пирожки»?
– Стишки-пирожки придумали мои друзья «пирожковцы», по форме это ближе всего к хокку – коротеньким стихам без рифмы, но с ритмом и, главное, с большим смыслом. Я с удовольствием их читала, а потом спросила, можно ли я буду лепить свою собственную серию «малоизвестная актриса», где будут все радости и горести жизни некоей абстрактно-конкретной актрисы в частности, и театра в целом. Мне дали добро, и первый пирожок написался в результате очень драматичного события. После ночной репетиции в театре мы с коллегами-актрисами остановили такси (да, тогда ещё нужно было махать рукой у дороги). Таксист назвал какую-то космическую цену, я разозлилась, сказала «нет, спасибо, Бог вам судья», и в раздражении от души закрыла дверь машины. Вместе со своим пальцем. Машина поехала. Было больно. Когда я вернулась домой, то написала первый пирожок:
малоизвестная актриса
мечтала ездить на такси
но палец дверью прищемила
овца всегда ходи пешком
На следующее утро однокурсницы много смеялись, и потребовали продолжения. Так и начался путь малоизвестной актрисы в сетевой поэзии. Говорят, в разных городах в гримерках народ себе вешает эти пирожки для поднятия настроения. Мне это важно и приятно. В книжку же вошли не только пирожки, которых накопилось столько, что не берусь сосчитать, но и проза, и стихи подлиннее и с рифмой.
– Что из стишков-пирожков вам самой нравится больше всего?
– Сама я, конечно же, больше всего люблю серии «о любви» и «о трудностях жизни». Всех, разумеется, не помню, потому и на концертах читаю с бумажки. Ну вот парочка фаворитов:
малоизвестная актриса
все время борется с собой
еда работа лень мужчины
пока что счёт четыре ноль
малоизвестная актриса
хотела книгу и в музей
а получилось почему то
две пары туфель и коньяк
малоизвестная актриса
снималась в авторском кино
под съёмки налысо побрили
фрагмент в картину не вошёл
Пока перечисляла поняла, что любимые, наверное, другие, но их правда так много, что выбирать не очень честно.
– Как малоизвестному журналисту, что может сказать малоизвестная актриса о муках творчества? Они вам присущи или все вам дается легко и непринужденно?
– А оба эти утверждения справедливы. Придумать, затеять, понять, как решить сцену, заразить команду своей идеей, объяснить артисту что играем и как – это мне легко. Это я люблю, и в процессе чувствую себя абсолютно счастливой. Но бороться с обстоятельствами, когда «это невозможно сделать, не бейтесь», мучиться от сомнений, хорошо или плохо то, что получилось, копаться в себе, ждать первой реакции зрителей, отзывов, вглядываться в лица тех, чьё мнение мне действительно важно – это действительно муки, которые сопровождают любую мою работу, будь то спектакль, книга или музыкальный альбом. Ужас. Но другого пути к правде я не знаю, и уверена, что именно в эту сторону и нужно идти. Да, я из тех наивных, которые верят, что правильно найденное и сказанное слово в творчестве, точно вызванная у зрителя или читателя эмоция, и те самые «проверочные мурашки» – это и есть главный смысл. Это то, что помогает искать «своих», двигаться в сторону света, и чувствовать себя счастливым человеком, который зачем-то нужен.
– И еще пару слов о премьере…
– Хочу сказать одну важную вещь своей команде: друзья мои, вы совершенно уникальные, невероятно талантливые, предельно терпеливые люди и работать с вами – счастье. Мы вместе сделали что-то такое, чем почти можно гордиться. Вот видите это «почти»? Это как раз и есть тот самый привет от мук творчества творческой же радости. Так и живем.
Нина ДОНСКИХ.
Фото Светланы Пь