Сергей Розов: Для привлечения детей в театр я бы внедрял метод снежного кома

На днях в Московском дворце пионеров прошел первый форум школьных театров «Подиум. Дети». Одним из организаторов форума стал Театр юных москвичей. О тонкостях и нюансах организации школьных театров мы поговорили с режиссером, драматургом, членом Союза театральных деятелей, методистом в области театрального творчества Сергеем Розовым.

Для нас отрадно, что первый форум школьных театров прошел именно на нашей родной площадке — в Московском дворце пионеров. Воспитанники нашего коллектива в рамках форума показали спектакль «Таня Ларина» по мотивам романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Москва активно участвует в развитии школьных театров. Вы являетесь участником этого проекта?

Спектакль «Кракатук». Театр юных москвичей (ТЮМ). Декабрь 2021 г. Фото Станислава Кравченко. Сцена «Щелкунчик»

Да, мы делимся своими непосредственными наработками и опытом по организации детского театра. Были времена, когда, чтобы попасть в Театр юных москвичей, был конкурс, причем практически такой, как в театральные вузы. Но со временем мы решили, что если ребенок хочет заниматься театром, он должен получить эту возможность. Что мы придумали? Сейчас, например, внутри нашего коллектива есть два направления — «Образовательный театр» и «Мастерская исполнительских искусств». В «Образовательный театр» попадают ребята, которые хотят научиться выразительно говорить, держать себя на людях. Меня, например, часто спрашивают: «Но ведь во Дворце пионеров есть кружок риторики, который тоже учит детей говорить?» Но речь, рождающаяся в процессе мышления, отличается от речи заученной. Человеку в жизни больше необходимо умение грамотно и литературно формулировать свои мысли сразу, что называется, на ходу. Для этого он должен обладать не только речевой грамотностью, но и речевой мобильностью.

Также мы проводим занятия, на которых показываем, как выглядит звук в условиях невесомости. И когда в школе на уроках физики, например, ребятам рассказывают о невесомости и причинах ее существования, они могут подкрепить эти знания вот таким практическим опытом. Прожитое, пропущенное через себя знание остается на всю жизнь. В противном случае наш мозг превращается просто в склад информации.

«Мастерская исполнительских искусств» все же больше подходит для детей, которые уже профессионально решили заниматься театром. Если ребенок выбрал для себя актерскую профессию, или какую-то другую, связанную с театром, то мы бросаем все силы еще и на то, чтобы помочь ему в поступлении. Например, педагог по речи прорабатывает с ним его конкурсную программу, педагог по вокалу помогает подобрать музыкальную композицию и ее подготовить. Хореограф придумывает пластические зарисовки, которые, если их отточить, могут и удивить приемную комиссию, и показать, что ребенок достаточно пластичен.

Это две отдельные студии или одна?

— Разделение на «Мастерскую» и «Образовательный театр», конечно, условное. Ребята очень часто ставят совместные спектакли. Проводятся совместные занятия, дети участвуют в каких-то общих творческих акциях. Но могу сказать, что при таком делении нам стало проще более чутко реагировать на запросы обучающихся и их родителей. Мы активно привлекаем тюмовцев и к участию в фестивале «В добрый час», в рамках которого у них есть возможность пообщаться с педагогами самых разных театральных высших учебных заведений, показать не только спектакль, но и свои программы для поступления в вузы, а также познакомиться с опытом других театральных коллективов и проявить себя.

Что, по-вашему, означает понятие «школьный театр»?

Я бы сказал, что оно очень размытое. С одной стороны, мы воспринимаем школьный театр как некий коллектив инициативных педагогов, которые преподают историю или литературу, а также ставят спектакли к разным праздникам, то есть выполняют функции такой своеобразной концертной деятельности. Но на само творчество у них просто не остается времени. Когда создавался федеральный проект школьных театров, некоторые школьные преподаватели обратились к нам, как к одному из самых опытных в Москве коллективов, который может чем-то помочь. И мы включились в эту работу, потому что считаем для себя важным помочь в понимании, чем должен заниматься школьный театр, как он должен развиваться. Со временем мы доказали, что школьный театр может быть не только самодеятельностью, а частью самого образовательного процесса.

Кстати, очень важно, чтобы школьный театр работал на всю школу, тогда его работа будет поддержана руководством образовательного учреждения. Представьте, бывает так, что увлеченный преподаватель, неплохо владеющий театральными навыками, собирает группу в 6 — 7 человек, делает один раз спектакль и показывает его родителям. А это требует и помещения, и закупки костюмов. И можно понять директора, который с недоумением спрашивает: зачем это нужно? А вот когда такие спектакли становятся площадкой для общественной и художественной жизни всей школы, тогда это становится интересно.

Как мотивировать самих детей участвовать в работе школьных театров? Ведь конкурировать таким студиям приходится в том числе с компьютерными играми, электронными гаджетами

— Хороший вопрос. Тут многое зависит от личности. Если педагог умеет повести за собой, у него получится. Будь моя воля, я бы пока не устанавливал в соответствующих приказах нормативную численность учащихся в таком театральном кружке. Пусть там пока есть один ученик. Мы делаем с ним моноспектакль, его показываем и обсуждаем. И я уверен, что уже после этого моноспектакля за ним в кружок придут два или три друга или пара подружек. То есть для привлечения детей в театр я бы внедрял метод снежного кома. Начинать с малого. Хотя, конечно, хорошо, если участвовать в школьном театре решат сразу несколько школьников. Но если пока есть только один – тоже ничего страшного.

Андрей Андреевич Задубровский во время спектакля «Маленький принц»

Нужно учитывать, что дети младшего возраста увлекаются легче, нежели старшего. Если мы говорим о первоначальном наборе, надо учитывать, что процентов 70 состава таких школьных театров приходится на учеников младших классов. Они очень хотят, они пытаются проявить себя. И пока они взрослеют, ставить с ними сценки и спектакли, которые они показывают своим старшим товарищам – десятиклассникам, – которые вызывают обсуждения, дискуссию, для них и будет большой мотивацией.

Практика многих лет существования школьных коллективов показывает, что высокие профессионалы в мире культуры и искусства туда приходили часто, но работать многие из них не могли. По разным причинам. Даже со старшими детьми. А какие-то увлеченные педагоги, которые эту профессию осваивали уже по ходу, наоборот, становились очень успешными руководителями детских театров. Тут смотреть на диплом не надо. Тем более, что сейчас очень неплохо развита система виртуального обучения и переподготовки преподавательских кадров.

Кстати

История Театра юных москвичей (тогда еще он назывался Театральной студией) началась в 1936 году в Доме пионеров на Стопани. Во время Великой Отечественной войны из кружковцев формировались фронтовые бригады, которые выезжали с детьми в воинские части и выступали перед нашими бойцами, поддерживали их. В 1962 году студия переехала в новое, современное здание на Ленинских горах. Для детей здесь были построены специально оборудованная театральная сцена и репетиционные помещения. В 1966 году студия, объединив театральные группы, стала называться Театром юных москвичей. Среди известных выпускников студии и театра – актеры, режиссеры и сценаристы: Л. Нечаев, В. Андреев, Р. Быков, И. Кваша, В. Иванов, Н. Гундарева, С. Никоненко, В. Белякович.

Мона Платонова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x