А вы куда едете?

Этот вопрос задает сегодня зрителям нового спектакля «Москва. Полный круг» в Театре им. Моссовета его постановщик режиссер Павел Пархоменко.

Главный герой спектакля  Николай (Дмитрий Подадаев) целый месяц ездит в одном и том же вагоне столичной подземки в надежде встретить девушку, которую видел лишь однажды. Девушка произвела впечатление, но подойти к ней герой побоялся, за что теперь себя укоряет.

Основой спектакля стала пьеса главного редактора кинокомпании «СТВ» Александра Архипова «Полный круг» и документальные истории жителей столицы, собранные режиссерами и артистами. Выбрана пьеса была для постановки в ходе конкурса «Московских историй», организованного Департаментом культуры и Театром Моссовета в декабре прошлого года.

Победителей, кстати,  было двое. О спектакле «Прощай, любимая» наша газета уже писала. И вот теперь – вторая премьера.

Спектакль «Москва. Полный круг» представляет собой попытку зафиксировать жизнь сегодняшней столичной подземки. Перед нами целая галерея лиц, представляющая, с точки зрения драматурга, архетипы людей, которые обычно пользуются этим видом транспорта.

Утомленный вращением по кольцу, главный герой Николай вглядывается в лица попутчиков и придумывает им биографии. Одна станция – одна история.

Волей его фантазии перед нами разворачиваются будни москвичей. Вот экспрессивный парень в строгом костюме несет какую-то бессвязную «пургу» о своих невероятных талантах и  приключениях, закончившихся, естественно, приглашением его на работу в Голливуд, которое, конечно же, его не устроило.

Вот не слишком счастливая в личной жизни рыжеволосая дама в возрасте, женит людей по всей стране. Сваха свысока раздает советы о том, что «любовь – это прежде всего подходящие персональные данные в анкете», и настаивает, что жениться надо согласно этому принципу. Только в ее собственный жизни принцип, очевидно, не действует.

Вот проститутка с характерным местечковым «акающим» акцентом не менее цинично утверждает, что раз все люди с кем-то спят, то лучше это делать за деньги.

Женатый доставщик еды из Бишкека с огромной желтой сумкой-контейнером искренне удивляется, что на пороге очередной квартиры его каждый раз ждет полная неизвестность. Например, запросто может встретить совершенно голая женщина. А у доставщика из Бишкека – многочисленная семья, да к тому же болит сердце за старшего сына, несправедливо оказавшегося за решеткой.

Проплывают перед нами и будни столичных врачей, оказавшихся «на передовой» во время недавней эпидемии ковида-19. Врачи, закрытые на карантин вместе с больными клиники, снимают селфи, представляя себя космонавтами в безвоздушном пространстве: помощи ждать неоткуда. Эта часть спектакля, пожалуй, самая пронзительная.

Проносятся  будни и совсем другой передовой – участника чеченской войны: в  пустом вагоне с ним в затемнении едут погибшие товарищи.

Входят в вагон четыре старухи – «барахольщицы». Каждая из них – представитель определенной социальной прослойки времен СССР: от библиотекаря Ленинки до рабочей на заводе. Бабушки сетуют на жизнь, рассказывают о покойных супругах, охают, поют частушки. А итог один: пенсионерки везут на барахолку все, что нажито непосильным трудом в период всеобщей социалистической «уравниловки».

В какой-то момент в опустевшем вагоне появляется скончавшаяся мать главного героя, намекает, как ему выйти из замкнутого круга.

Каждый из персонажей, по мнению Николая, – самодостаточная Вселенная, не нуждающаяся ни в систематизации, ни в определении. С этой истиной трудно не согласиться. Но в головах зрителей уже вызревает вопрос: а почему Николай с такой маниакальной настойчивостью охотится за незнакомкой, которую видел несколько минут? Почему так пристально вглядывается в попутчиков? Почему боится войти в свою квартиру, включить свет и увидеть отражение собственного лица в зеркале?

Видимо,  потому, что боится заглянуть внутрь себя. С ним приключилась «обычная человеческая пустота». Ведь пытаться разобраться в жизни страны гораздо проще, чем пытаться разобраться в собственной.

Сценографию к спектаклю придумал всё тот же Павел Пархоменко. Обычный вагон, за окнами которого проносятся хорошо знакомые очертания перронов Кольцевой линии столичного метро. Иногда они сменяются кадрами кинохроники – старой или совсем недавней.

Режиссерских находок в спектакле немало. Есть забавные, есть весьма удачные – такие, как сцена толкучки пассажиров в вагоне. Режиссеру удалось, не выходя из подземки, шагнуть далеко за ее пределы, представив нам определенный срез общества.

Правда, только тот срез, который хотят увидеть глаза самого драматурга, написавшего пьесу.

Поэтому впечатление от спектакля возникает двоякое: в череде персонажей человек, родившийся и проживший всю жизнь в Москве, мало кого узнает. Ну разве что врачей и разносчика еды. В этом вагоне вообще нет счастливых людей. Тех, кто доволен своей ежедневной работой, потому что занимается любимым делом. Тех, кто спешит вечером под родной кров с радостью. Тех, кто по утрам отводит любимых детей в садик, а по выходным ездит в гости к своим замечательным друзьям.

Складывается впечатление, что в московском метро передвигаются одни лишь приезжие (каждый  герой действительно называет далекий город, откуда прибыл в столицу), для которых Садовое кольцо «обручальным» вовсе не стало. И еще возникает стойкое  ощущение, что автор напряженно ломал голову, какой бы еще социальный архетип засветить в этой истории, написанной прицельно для театрального конкурса.

В спектакле заняты талантливые артисты Театра им. Мосссовета Дарья Таран, Анастасия Белова, Ваня Пищулин, Евгения Лях, Дарья Емельянова, Михаил Филиппов, Владимир Прокошин, Дарья Балабанова, Антон Аносов, Андрей Смирнов.

«Поезд отправляется. Держитесь за поручни, а если не получается, держитесь за что получится». От ответа на вопрос, за что именно нам следует держаться, драматург этого подземного  роуд-муви ловко уходит.

Елена Булова.

Фото автора и Театра им. Моссовета

Добавить комментарий