Так задорно на пороге Нового Театра, что расположился на Мясницкой улице в усадьбе Салтыковых – Чертковых, уже через неделю будут встречать зрителей спектакля «Морозко» веселые скоморохи-рэперы.
Как сказано в предании
Полтыщи лет назад:
Там, где сейчас снега лежат –
Возникнет город-сад.
Ты от бессмертья откажись,
Поверь в любовь безгрешную,
И вечный свет твоей любви
Рассеет тьму кромешную…
Театром руководит режиссер Эдуард Бояков. Спектакль, поставленный режиссером-постановщиком Гарольдом Стрелковым, – иммерсивный. То есть зрителей – детей и взрослых – разделят на три группы по 50 человек и отправят в необыкновенное приключение по залам старинной усадьбы.
В этом приключении-путешествии будет все, что должно быть в сегодняшней сказке: добрая, нежная, прекрасная Алёнушка, злая мачеха и завистливые сестрицы, таинственный Царевич и говорящий пес Черныш, классическая сказочная интрига и современная речь персонажей, коварство злодеев и всепобеждающая любовь.
Но главное, конечно, под Новый год – это чудеса, магия, метаморфозы, превращения, колдовство… Одним словом – то волшебство, которое заставит зло раскаяться, а лед – растаять.
Ледяное царство Морозко, 500 лет не ведавшее тепла, расцветет всевозможными цветами, и наступит весна.
Так кто же такой Морозко? Неужели дедушка с посохом, который тестировал на «тепло-холодно» сестер из старого советского фильма? У многих тот сюжет вызывал недоумение: почему надо было обманывать Морозко, чтобы заполучить его благосклонность? Но Морозко в подаче Нового Театра – совсем иной. Хотя у него тоже имеется посох, который может превратить неискренних и фальшивых людей в нечто замороженное.
– В нашей сказке, – говорит ее автор Алексей Зензинов, – есть тема вечного холода, как символа неумолимого закона и порядка. Есть и тема любви – самоотверженного чувства, тема благодати, приходящей ко всем и открывающей в людях всё лучшее, что дано им с рождения. Не случайно герои повторяют слова древнего предания: «Придет весна священная, ей каждый будет рад». Мы придумали свою историю, насыщенную сегодняшними конфликтами, за которыми скрывается вечная борьба самолюбия и скромности, эгоизма и альтруизма, наносного и глубокого.
Вослед за Константином Сергеевичем Станиславским художественный руководитель театра Эдуард Бояков уверен, то «спектакли для детей должны быть такими же, как для взрослых, только лучше».
– Аналогичную фразу в отношении книг приписывают Максиму Горькому, Корнею Чуковскому и Самуилу Маршаку, – говорит Эдуард Бояков. – Кто бы это ни произнес – это так и есть: огромная ответственность при создании произведения любого жанра для детской аудитории лежит на авторах. Мы стремимся сделать спектакли для всей семьи. Это не то же самое, что чисто детские представления, которые предполагают, что дети что-то смотрят, а родители в это время занимаются своими делами. Наоборот: для нас принципиально создать возможность для совместного театрального опыта детей и родителей. Мы создаем повод для общения внутри семьи, темы для совместных размышлений, обсуждений. «Морозко» – наше прочтение древнего русского мифа, но прочтение сегодняшнее, не музейное, вполне современное. И все же здесь зрители, маленькие и взрослые, почувствуют давно забытые, почти убитые цивилизацией с ее климат-контролем и всесезонными фруктами природные, календарные явления. Когда холод – это настоящий холод, который невозможно победить включением обогревателя. Но зато его можно победить любовью, чистосердечием и добротой. Вот об этом наш «Морозко».
Елена Булова.
Рисунок (постер спектакля) предоставил Новый Театр