В век глобальных катаклизмов, которые все чаще встречаются на нашей планете, нужно быть готовым ко всему. Но что мы знаем о школе выживания и сможем ли, к примеру, прожить без интернета и найти альтернативу достаточно привычным нам вещам?
Без бумаги и чернил
Если заглянуть в не такое уж далекое прошлое, мы прекрасно обходились без современных средств связи. Но если представить, что даже и они вдруг оказались вне доступа, как же тогда передавать информацию, общаться на расстоянии, совершать сделки, покупки и т.д.?
В незапамятные времена выручал эпистолярный жанр. Люди писали друг другу письма, составляли бумажные документы. Писали обычными чернилами. Кстати, этим уникальным изобретением пользовались еще и наши бабушки, когда учились в начальной школе. Выводили в тетрадках старательно перьевой ручкой, предварительно окунув ее в чернильницу, «нажимы» и «волосные» линии, вырабатывая каллиграфический почерк. Еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год 1 млн флаконов чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов.
А сможем ли мы воспроизвести чернила самостоятельно? Для этого окунемся в прошлые века…
Для увековечивания наблюдений
История чернил началась с того момента, когда у человека возникла необходимость увековечить свои наблюдения. На протяжении нескольких тысяч лет человечество совершенствовало составы и способы приготовления жидкостей для письма.
Первые составы для письма были не чем иным, как разведенной в масле сажей. Такими «чернилами» в древние века писали на папирусах египтяне.
В поисках идеальных чернил в ход шли с компоненты: растительного и животного происхождения и даже драгоценные камни: рубин, перламутр, сапфир.
В конце XIX века появились ализариновые чернила. Их создал саксонец Х. Леонгарди. За основу были снова взяты чернильные орешки, но добавление маренового краппа придало бесцветным до этого чернилам интенсивный сине-зеленый оттенок.
Современные чернила для печати далеко ушли от своих предшественников по физическим и эксплуатационным свойствам. Сегодня это уже не смесь сажи с маслом или отвары древесных наростов, а сложные многокомпонентные жидкости, насчитывающие в своем составе от 4 до 20 элементов.
В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».
Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них – каштановые – из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.
Вспомним персонажа «мастера выживания» из романа Д. Дефо «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка»:
«… Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной; но когда они вышли , мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить».
Робинзон, таким образом, был в полнейшем неведении в «чернильном вопросе». Иначе он мог бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества, а уж трудолюбия и находчивости Робинзону было не занимать. Так что и у этого человека были свои «пробелы» в познании школы выживания.
Но это лишь один эпизод из многочисленных знаний, которые неплохо бы освежить в памяти или прочитать о них в Интернете (пока всемирная паутина еще работает). Ведь мы не застрахованы от непредвиденных обстоятельств, и, как уверяют психологи, надо находиться в готовности и уметь противостоять обстоятельствам в любых условиях. Так что учимся изобретать свои чернила. На всякий случай…
Нина ДОНСКИХ.
Иллюстрация нейросети Kandinsky