Об итогах первого сезона уникальной межрегиональной историко-культурной пешеходной экспедиции «Великий Русский путь» в ходе пресс-конференции в ТАСС рассказали ее организаторы и участники.
Пешая экспедиция, стартовавшая 7 апреля этого года на берегу Черного моря в Севастополе, пройдя через Москву, должна завершиться на Соловках, на берегах Белого моря. Длина маршрута от Херсонеса до Соловков, по предварительным оценкам, должна была составить 5 тысяч километров, однако, как заметил путешественник, писатель, журналист, режиссер Валерий Шанин, реальная жизнь, как всегда, внесла в планы свои коррективы:
«Как часто это бывает, гладко было на бумаге, но забыли про овраги… Мы, конечно, про них не забыли, мы предполагали, что будут овраги, будут болота, будут какие-то проблемы, и они, действительно, были. И то, что мы озвучивали как 5 тысяч километров – это был взгляд из Москвы! Когда мы пошли реально, выяснилось, что на каждом перегоне в 20-30 км несколько километров прибавляется. Например, подходим мы к болоту. Смотрим, нам повезло: бобры сделали плотину, но в другом месте бобры плотину не сделали, и мы перейти не смогли. И, вследствие таких ситуаций, то, что мы изначально предполагали как 5 тысяч километров, превратилось в пять с половиной тысяч километров».
Как рассказал Валерий Шанин, участники экспедиции, проходя через населенные пункты, приглашали всех желающих присоединиться, но никто так и не присоединился на весь маршрут:
«Были люди, которые присоединялись с желанием пройти с нами хотя бы полторы тысячи километров. И так несколько людей прошли по одной и той же системе: человек присоединяется к нам на тысячу километров, но уже километров через тридцать он говорит: «Вы знаете, полторы тысячи я, наверное, не пройду, но вот еще недельку – это нормально». К концу следующего дня он говорит, что ему уже хватило, а до конца он с нами дойдет как-нибудь в следующий раз. Но в целом (в первом этапе экспедиции протяженностью в 3,5 тыс. км – С. И.) приняло участие более сотни человек. Зачастую к нам присоединялись местные жители и шли до соседних деревень, в которых они никогда не были».
По словам Валерия Шанина, «Великий Русский путь» включает в себя уже существующие тропы:
«То есть, его идея заключается в том, что, с одной стороны, он как бы единый маршрут, а, с другой стороны, состоит из конкретных троп. В каком-то плане «Великий Русский путь» напоминает строение России: с одной стороны, это единая страна, а с другой стороны, у каждого есть свой регион. Один человек, скажем, живет в Татарстане, а другой – в Дагестане. С одной стороны, каждый из них живет в своем регионе, а с другой, они понимают, что живут в одной стране. «Великий Русский путь» включил в себя уже существующие тропы: например, когда мы шли по Крыму, мы шли по Большой Крымской тропе, потом мы попали на Воронежскую тропу, потом была Калужская тропа, за ней – дорога в Троицкую лавру, которая тоже входит в «Великий Русский путь». А затем, от Сергиева Посада до Переславля-Залесского, идет Александрова дорога. Получается, что «Великий Русский путь» – это такой глобальный общенациональный маршрут, который включает в себя региональные тропы».
Как подчеркнул Валерий Шанин, участники экспедиции доказали возможность пройти пешком из Херсонеса до Москвы и далее – до Соловков:
«Мы за этот летний сезон сделали самое главное – проложили этот маршрут, сделали, с моей точки зрения, великое географическое открытие. Сейчас континента не откроешь, острова не откроешь, реки не откроешь, а мы вдруг неожиданно для себя открыли «Великий Русский путь», что, на мой взгляд, сравнимо с первым кругосветным путешествием Магеллана, когда он доказал, что это возможно».
Еще один участник экспедиции, руководитель экспедиции «Херсонес – Москва», член Императорского православного палестинского общества Сергей Забурниягин указал на метафизический смысл «Великого Русского пути», который начинается в херсонеской «купели», где крестилась Русь, и заканчивается на соловецкой Голгофе.
Сергей Ишков.