«Закрой глаза и смотри»: какого джинна мы выпускаем из бутылки

Москва – огромный мегаполис, в котором удачно сосуществуют сотни театров, больших и маленьких, ежедневно предлагающих зрителю классические «блюда» и изысканные театральные «деликатесы». Но даже если вы уверенно ориентируетесь на театральной карте столицы, то всегда остается шанс открыть для себя новый остров, землю, и даже целый континент, законы существования которого могут потрясти до глубины души.

Такой «terra incognitа» для меня оказался театр «Арлекиниада», созданный Вадимом Демчогом, ведущим «Френки шоу» и по совместительству – доктором Купитманом из популярного сериала «Интерны».

Кандидат психологических наук, объединивший теорию и практику мирового театра с трансперсональной психологией, режиссер Вадим Демчог категорически опровергает исходное положение исторического материализма о том, что бытие определяет сознание. Его собственная концепция «самоосвобождающейся игры» утверждает ровно обратное: наше сознание способно предоставить нам любую реальность.

Собственно, именно на этом постулате построен спектакль «Закрой глаза и смотри», созданный Вадимом Демчогом по мотивам «Фрэнки-шоу», на который я и попала.

В этой постановке на сцене нет никаких декораций. Есть лишь актер, заключенный в луч света. Еще есть микрофон. И музыкант за синтезатором. Вот, собственно, и всё…

Но стоит музыке политься, а актеру заговорить, как спектакль немедленно начинает твориться  у зрителя в его собственной голове. Каждый сидящий в зале, переживая услышанное, создает собственную реальность с абсолютно эксклюзивными декорациями, костюмами и эмоциями.

Постановке «Закрой глаза и смотри» – не один год, но каждый спектакль можно смело назвать премьерой, потому что двух одинаковых вы не увидите. Актеры читают монологи от имени великих людей. Семь артистов – семь монологов.  В центре монологов – истории жизни или отдельные факты знаковых биографий. Всего этих биографий-историй я насчитала  372, но за один вечер вам покажут всего лишь семь.

В моей «подборке» оказались неожиданные и, на первый взгляд, не состыковывающиеся между собой судьбы.

Среди героев были кинозвезда Джуди Гарленд, в юном возрасте ставшая заложницей контракта с Голливудом, рано почувствовавшая себя винтиком в бездушном механизме,  штампующем кинозвезд и ушедшая из жизни в 47 лет. Это про нее коллега Рэй Болджер на похоронах скажет: «Она просто износилась».

Обозначилась и история доминиканского монаха Джироламо Саванаролы, символом деятельности которого стал «костер тщеславия» – так было окрещено инициированное Джироламо сжигание картин, книг, одежды и других «предметов роскоши» в центре Флоренции. «Грехи Италии, – говорил Саванарола, – силой делают меня пророком». Жизнь монаха закончилась на виселице, тело его было сожжено на костре.

Переживания зрителю доставила и судьба нидерландской актрисы, модели, писательницы Сильвии Кристель, прославившейся воплощением на экране эротического образа Эммануэль, помешанной на культе собственного тела. Заботы о теле мало помогли, умерла она от рака горла двенадцать лет назад.

Благодаря обстоятельствам жизни «самого культового из культовых» музыкантов Тома Уэйтса, человека  колючего и язвительного, мы окунулись в самое «сердце субботней ночи» в дебрях мегаполиса и буквально кожей прочувствовали  романтику городского дна.

До слез пробила история великого романтика Антуана де Сент-Экзюпери, самозабвенно любившего небо и своенравную «Розу» по имени Консуэло. После гибели летчика в 1944 году художница Консуэло будет еще 32 года рисовать его портреты. А потом море вернет потомкам летный браслет писателя, на внутренней стороне которого будут выбиты имена «Антуан + Консуэло» и адрес проживания.

С ярким пламенем свечи станет ассоциироваться у многих трагическая история художника Михаила Врубеля, который «жил, как дитя», ловил повсюду взгляд «одних и тех же глаз», запечатлевая их на своих полотнах. На тех полотнах, где ангел бесконечное число раз становился демоном, а демон оборачивался ангелом. Художник к концу жизни лишился зрения и все время спрашивал домашних, не погасла ли его горящая свеча.

Монологи в течение вечера читают артисты театра Маргарита Быстрякова, Алексей Душевин, Олег Невежин, Александра Грин, Юлия Железняк, Михаил Морозов.

Седьмым героем спектакля (тут история посложнее) можно было бы назвать самого зрителя. А еще – «Джина из бутылки», о котором поведал сам Вадим Демчог, перебросив тем самым мостик с театральных подмостков в нашу собственную реальность, закольцевав пространство спектакля.

Чем, спрашивается, эти очень разные персонажи постановки, жившие в разные эпохи и странах, объединены в едином театральном пространстве «Арлекиниады»?

Кто-то наверняка обратит внимание на подчеркнутое единство формы монологов, написанных по единой схеме – рождение далеко не в лучших условиях, не слишком счастливое детство, тревожная юность, расцвет активной деятельности, успех, душевные метания, крах… Этим единством автор текстов словно пытается обратить внимание на то, что наши социальные убеждения, религиозные установки, пристрастия к партнерам и партнершам, работа, одержимость научными идеями, короче, все те  роли, которые мы по жизни играем – корнями уходит в детство, и в том числе – в детские травмы. Что наша взрослая реальность – закономерный плод вчерашнего дня, наших дум и желаний, бессознательных, подчас и требующих осмысления.

И тогда в спектакле проявляется второй план: мы, зрители, как и герои спектакля тоже являемся артистами на огромной сцене жизни. Мы постоянно играем собственный спектакль, играем в те или иные игры. Зачастую бессознательно становясь то объектом игры, то играющим артистом, то тем, кто удобно устроился в амфитеатре и наслаждается игрой.

Осознание этого дает возможность поменять в любой момент не только костюмы  и декорации, но и саму пьесу, если она нам  не нравится.

Символический «Джинн в бутылке», которого так красиво изображает Вадим Демчог в клубящемся на сцене дыму, утверждает, что он  всегда готов исполнить любое наше желание, едва мы потрем свою лампу. Он всегда рад воскликнуть «Слушаю и повинуюсь!»  Весь вопрос в том, чего именно мы хотим, в какое будущее желаем попасть?

Вопрос этот и задает зрителю в лоб Вадим Демчог. Ответить с ходу, четко сформулировать запрос и послать его в космос, оказывается, не так уж просто.

«Мы должны быть очень внимательны к тому, в какие игры играем, – предупреждает режиссер-постановщик зрителей. – Потому что там, где находится наше внимание, там – наша энергия. Именно энергия материализует ту реальность, в которой мы окажемся завтра, которая притянет к нам новых людей и новые обстоятельства».

«Держите ваш мозг в чистоте!» – как мантру трижды во время спектакля произносит Вадим Демчог. Чтобы грязь, которая льется в наши мозги со всех сторон не исказила бы прекрасную картину нашего будущего. Держите мозг в чистоте!

Елена Булова.

Фотографии предоставила пиар-служба театра 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x