Владимир Соловьёв: Главная задача журналиста — собрать информацию, ее профильтровать, то есть отбросить все лишнее

Он с детства знал, что станет журналистом. В шестом классе начал учиться фотографировать и иногда отправлял свои работы в газету «Знамя коммунизма» в подмосковном Ногинске.

Владимир Геннадиевич Соловьёв. Фото Анвара Галеева
Фото Анвара Галеева

Некоторые из фотографий публиковали и даже выписывали школьнику гонорары. В старших классах он уже не только активно фотографировал, но и писал статьи, стихи и фельетоны.

В армии на Дальнем Востоке в свободное время писал статьи, отправлял их в газету «Суворовский натиск». И тоже публиковался. Потом был факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, работа военным корреспондентом, политическим обозревателем, ведущим новостей…

Сегодня свой шестидесятилетний юбилей отмечает председатель Союза журналистов России Владимир Геннадиевич Соловьёв.

О том, что такое современная журналистика, чем она отличается от журналистики 90-х, как сейчас работают журналисты, какими технологиями пользуются, что эмоционально труднее – работать в горячей точке или брать интервью у президента, Владимир Соловьёв рассказал нашему обозревателю Моне Платоновой.

– Я не считаю, что в глобальном масштабе за те тридцать пять лет, что я работаю в профессиональной журналистике, она как-то изменилась. Главная задача журналиста – собрать информацию, ее профильтровать, то есть отбросить все лишнее. И как можно быстрее донести до аудитории. А вот технические возможности журналистов за это время очень изменились. Когда я начинал работать, были почти легендарные времена без интернета и мобильных телефонов. Помню, что с оператором Анатолием Кляном, погибшим десять лет назад под Донецком, мы работали в корпункте в Белграде в начале двухтысячных годов. Сообщал в Москву в редакцию, что мы едем в Сараево для освещения событий в Боснии и Герцеговине. На следующий день получал ответ от редакции. И ехали. Никто не знал, где мы находимся, потому что там не было никакой связи. Кстати, не было и электричества. Один раз нас чуть не застрелили, потому что мы ночью воровали дрова из военной части, чтобы растопить печку. Тащили с собой в поездку тяжелые видеокамеры Betacam, из-за чего у всех операторов было искривление позвоночника. Записывали материалы на кассеты, искали где-то студии, чтобы смонтировать репортаж. Потом связывались через спутник с Москвой и отправляли сюжеты. Сейчас журналисты часто используют собственный мобильный телефон, чтобы снять репортаж. Камеры современных смартфонов настолько качественные, что позволяют сделать развертку репортажа на любой большой экран. В горячих точках наши доблестные военкоры снимают все на смартфон, делают селфи, на телефоне все монтируют. И когда есть интернет, отправляют материал в редакцию. Конечно, от специалистов журналистика не отказывается: на профессиональные съемки выезжают и операторы, и мастера по звуку, и другие специалисты. Но в принципе, телевизионная съемочная группа в современной ситуации может состоять из журналиста и его мобильного телефона. Это невероятно ускоряет возможности журналистов. Сейчас многие газетчики не только пишут материалы, но и снимают видео, делают фото. Такой конгломерат из Пятого канала и газеты «Известия», где есть телевидение, газета, информационная сеть, как раз является перспективной моделью будущей журналистики.

– Не опасен для журналистики уход в цифру?

– Абсолютно не опасен. Просто появляются другие носители информации. Трудно пока представить, какими будут эти носители информации лет через двадцать. Но основной задачей журналиста все равно останется собрать информацию, проверить и передать ее как можно быстрее. Как это будет сделано, зависит от времени пребывания человека на этой земле.

– Больше двадцати лет Союз журналистов России проводит свой профессиональный ­форум. Зачем нужно это мероприятие?

– В этом году на наш 28-й Форум профессиональной журналистики «Вся Россия» собралось больше тысячи человек. Приехали члены Союза журналистов из всех 89 регионов и даже специалисты из других стран. За шесть дней прошло более восьмидесяти мероприятий, выступили шестьдесят спикеров. Мы попытались сделать праздник общения и обучения. На форуме обсуждались проблемы и перспективы работы журналистов в разных регионах, презентовался туристический потенциал регионов, проходили показы новых фильмов, проводились встречи с известными журналистами, специалистами по искусственному интеллекту, с деятелями культуры, политиками. И конечно, награждались лучшие журналисты страны. Люди из разных регионов общались, обменивались контактами, снимали друг про друга сюжеты. Форум проходит в Сочи. И то, что наши делегаты заполняли полные залы на всех мероприятиях, а не бежали купаться в теплом море и есть шашлык, говорит о том, что форум смог выиграть конкуренцию у Черноморского побережья. Думаю, в таком же формате наши научные праздники журналистики будут продолжаться и дальше.

– Если говорить о профессиональной деятельности, вам пришлось поработать и военным корреспондентом в России и за рубежом, быть политическим обозревателем, трудиться в президентском пуле. Что из этих периодов выделили бы особо?

– Наверное, два периода: работу собкором в Югославии и активную работу в программе «Время» на Первом канале. В первом случае это был для меня невероятный вызов: я попал на работу в Югославию сразу после окончания университета. Там была война, погибли корреспонденты Первого канала. И мне, как изучающему на журфаке сербохорватский язык, предложили стать собкором. Во втором случае это был практически полувоенный формат, когда ты ложишься спать и не знаешь, во сколько тебя разбудят. Бывало, что звонили ночью и говорили: «Машина у подъезда». И через несколько часов ты оказывался в самолете, который летит с генералом Лебедем в Чечню или с Борисом Березовским в Тбилиси. Мог быть отправлен на саммит в Японию или вместе с президентом лететь в Париж, а через несколько часов после прилета уже вести прямые репортажи. Или с полярниками в Антарктиду… Говорят, первые десять лет работы новостником на телевидении невероятно интересные. Совершенно с этим согласен.

– Был в вашей работе и период руководства Службой документальных фильмов на ВГТРК?

– Это еще одна работа, которой я посвятил пять лет. Каждый телевизионщик-новостник мечтает делать не сюжеты, которые умирают в течение суток, а что-то более значимое, в частности документальные фильмы. Они останутся в истории, их будут показывать много раз. За пять лет мы сделали более тысячи документальных фильмов о политиках, природе, погоде, культуре, истории. И я их вижу регулярно на разных каналах. Все рекорды по популярности побил у нас фильм, который назывался «Печень».

– Что эмоционально труднее: быть собкором в горячей точке или находиться в пуле президента?

– Во многом это равнозначно. Для жизни опаснее всего работа военкора, потому что в любой момент могут убить. А психологически невероятно тяжело работать в кремлевском пуле, потому что нужно очень и очень сосредотачиваться, нельзя допустить ошибок ни в одном слове. Гораздо проще работать новостником, не отвечая за слова про президента. Но это тоже огромный опыт. Кстати, горжусь, что за 35 лет работы я ни разу не опоздал на эфир. Это тоже школа, потому что и в обычной жизни стараюсь никуда не опаздывать. Вроде получается.

– Интервью с какими лидерами или политическими фигурами сейчас вспоминаются как самые интересные?

– Очень интересно было говорить с Владимиром Путиным. И в свое время – с Михаилом Горбачёвым и Борисом Ельциным. Запомнились интервью с политиками Кондолизой Райс и Строубом Тэлботтом. Еще двадцать лет назад я честно пытался раскрутить их на разговор на тему, не погибнет ли мир от всеобщей толерантности. И как они выкручивались, было очень интересно. Много с руководителями государств я общался, работая на Балканах.

– Как председатель Союза журналистов, чем можете гордиться? И какие планы на следующие годы?

– Я честно горжусь, что за семь лет моей работы нам удалось сделать журналистов более защищенными, а журналистику более профессиональной. Это значит, что не зря мы работаем. За первые пять лет у меня было 134 служебные командировки. Я встречался с журналистами, объяснял губернаторам, как поддерживать прессу в регионах, проводил занятия со студентами. Союз журналистов России утвердил почетное звание «Заслуженный журналист России», которым мы уже наградили более 130 человек. Членами Союза являются более 70 тысяч человек. Быть членом Союза стало модным, особенно для молодежи. И это очень приятно.

Коллектив «Московской правды» от всей души поздравляет Владимира Геннадиевича с днем рождения. Желает ему крепкого здоровья и реализации намеченных целей!

 

Владимир Геннадиевич Соловьёв. Фото Анвара Галеева

Добавить комментарий