В театре «У Никитских ворот» – премьера «Попрыгуньи»: Марк Розовский вместе с Антоном Павловичем Чеховым продолжают исследовать женские характеры. Эта постановка является второй частью чеховского триптиха, поставленного Марком Григорьевичем, в который вошли произведения «Душечка», «Попрыгунья» и «Анна на шее».
Казалось бы, ну что еще можно сказать про женский характер после недавнего выхода на сцене «У Никитских ворот» блистательного мюзикла «Душечка», к которому приложили руки мэтры Розовский, Ряшенцев, Дунаевский. Встретившись когда-то для создания культовой мушкетерской киносаги, они снова сошлись полвека спустя на почве «русского мюзикла».
Первый спектакль триптиха «Душечка» получился столь емким, что кажется – ни убавить ни прибавить. Но вот появляется вторая часть – «Попрыгунья», и, глядя на ее персонажей, хочется вослед за героем арбузовских «Сказок старого Арбата» воскликнуть в адрес режиссера: «Балясников, ты неисчерпаем!!!»
«Точка усмехнулась и стала запятой»: Чехова, оказывается, можно еще и донести языком старинного русского романса. Точнее, не совсем старинного: Розовский попросил своего друга поэта Ряшенцева взять мелодии знаменитых романсов и написать для них новые стихи, сохранив так называемые узнаваемые «шлягворты». Вот эти-то искусные стилизации и легли в основу вокально-танцевальных решений нового «русского мюзикла». И зачастую воздействие на зрителя языка такого романса оказывалось сильнее, чем высокая проза. Но об этом – чуть позже…
Главная героиня «Попрыгуньи» Ольга Ивановна (Виктория Корлякова) – молодая замужняя женщина, тяготеющая к миру богемы. Она мнит себя хозяйкой светского салона, и в доме ее мужа по средам собираются модные художники, музыканты, поэты, артисты – короче, знаменитости, подающие надежды. Ольга тоже надежды подает, пробует себя в живописи, музыке, театре. Каждый вечер в определенный час всегда находящийся в тени супруг Ольги врач Дымов (Вадим Пожарский) просит гостей «пожаловать выпить и закусить». Они с удовольствием и выпивают, и закусывают, но при этом к чудаку Дымову относясь слегка иронично и свысока: не салонная, мол, он фигура.
Никто из них даже не подозревает, что Осип Степанович Дымов живет совершенно в другом мире, нежели его жена, – в мире строгой науки и неустанной медицинской практики. Вся мощь и красота людей этого мира однажды приоткрывается зрителю именно через русский романс. Двое друзей, талантливые практикующие врачи Дымов и Коростелев (Андрей Молотков), поют, обнявшись, «Пару гнедых». А зритель просто-таки видит, как два эти мощных человека тащат на себе неподъемную медицинскую телегу по колее русского земского бездорожья. Тащить ее изо дня в день ох как непросто! Однако никто из них не позволяет себе превратиться в чеховского «Ионыча». Ответственность на обоих лежит огромная, риск потерять собственное здоровье колоссальный: тут и порезанные пальцы при вскрытии трупов, и дифтеритные пленки, которые приходится высасывать через трубочку из горла ребенка, спасая ему жизнь, и много чего еще, о чем завсегдатаям Ольгиного салона знать не положено – врачебная этика, медицинская тайна.
Любопытно, что именно Марк Розовский в своем спектакле открывает для нас новые материки: сколько раз ставилась на театре «Попрыгунья», и только Розовский отважился прямо со сцены назвать реальные фамилии прототипов главных героев.
Согласитесь, когда вы узнаете в центральном персонаже – соблазнителе и модном художнике Рябовском (Игорь Скрипко) живописца Левитана, внимание к его словам об искусстве, к его творческим метаниям и депрессиям возникает совершенно иное. И центральный его монолог о природе творчества воспринимается иначе, чем если бы он звучал из уст страдающей от собственного несовершенства бездарности.
Постановка «Попрыгунья» – это спектакль о женской измене, с которой сам Чехов сталкивался не единожды и которая привела к тому, что многие сегодня считают Антона Павловича «женоненавистником». Главная героиня «Попрыгуньи» впитала в себя черты нескольких чеховских знакомых и автобиографические элементы взаимоотношений автора с модным богемным салоном Кувшинниковой. Что-то в его Ольге есть от актрисы Яворской, что-то – от Лики Мизиновой, закрутившей на глазах Чехова роман с писателем Потапенко (другом Антона Павловича), талант которого не шел ни в какое сравнение с чеховским.
Кто-то, возможно, вспомнит на этом спектакле о взаимоотношениях Чехова с начинающей писательницей Еленой Шавровой, платонически мечтавшей быть его музой. Или со странноватой Ольгой Кундасовой, которую Антон Павлович поддерживал материально, а она «в благодарность» дразнила его «патентованным дом-жуанишкой».
Вот уж действительно – «попрыгуньи», иначе и не назовешь. Чехов всегда искренне стремился избегать подобных женщин, но особенности их характеров не могли, конечно же, не просочиться на страницы его произведений.
Осип Степанович Дымов умирает на руках у Ольги: врач Коростелев, зная любовь друга к жене, не пускает ее к больному мужу, понимая, что она может заразиться. Лишь в последние минуты жизни Дымова, слушая слова Коростелева, Ольга вдруг прозревает. И понимает, кого именно проглядела, кем был человек, так безоглядно ее любивший. В этом финальном прозрении читается горечь самого Чехова, который, как и его герой, тоже был врачом, знал, что серьезно болен, и писал свой рассказ, опираясь на собственные чувства.
В постановке принимают участие замечательные артисты Алёна Асецкая, Татьяна Дьяченко, Александра Клюшина, Светлана Лапина, Ксения Некрасова, Илья Собакин, Никита Сюсюкин, Анна Титова, Мария Тимофеева, Рашид Казиев и другие.
Елена Булова.
Фото автора