Где еще можно за несколько часов пройти путь длиной в 4 миллиарда лет? На юго-западе Москвы, рядом со станцией метро «Коньково», расположился Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова — настоящие «ворота в прошлое», где оживают древние эпохи.
Истоки музея берут начало с 1714 года, когда Пётр I собирал уникальнейшие диковинки в коллекцию Кунсткамеры, в которую входили интересовавшие царя кости и зубы млекопитающих. Позже эти сокровища перекочевали в «Минеральный кабинет Академии наук», где постепенно накапливались древние кости, впоследствии он стал Минералогическим музеем, который до сих пор функционирует при институте РАН имени Алексея Алексеевича Борисяка.
Большая заслуга в развитии музея в Академии наук как научного музейного учреждения нового типа принадлежит минералогу и геохимику, академику Александру Евгеньевичу Ферсману. Сегодня Минералогический музей, носящий его имя, – один из крупнейших в мире, находится в Москве, на Ленинском проспекте, всего в собраниях – 135 000 образцов минералов из месторождений России и зарубежных стран. Основной фонд музея состоит из 5 коллекций: систематической, коллекции месторождений, коллекции кристаллов, коллекции образований и превращений, коллекции поделочных и драгоценных камней. (Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана РАН)
Настоящий прорыв случился благодаря профессору Владимиру Амалицкому. В 1890-х годах на реке Северной Двине он обнаружил целое кладбище пермских ящеров – парейазавров и зверообразных рептилий. Эти находки легли в основу Северо-Двинской галереи, ставшей жемчужиной «Геологического музея», выделенного в 1925 году из Минералогического. А сейчас эта коллекция находится как раз в палеонтологическом музее имени Юрия Александровича Орлова, который открылся в 1937 году, к «Международному геологическому конгрессу» в Москве. Его разместили в бывшем манеже графа Орлова на Большой Калужской (ныне Ленинский проспект). Экспонаты везли из Ленинграда в спешке – часть коллекции даже потерялась в пути.
Во время войны музей закрыли, а самые ценные экспонаты отправили в Алма-Ату (Казахстан). После войны его восстановили, но тесное помещение и растущие коллекции требовали нового здания.
Директор института Юрий Орлов мечтал о грандиозном музее, и в 1965 году он добился решения правительства, но не дожил до воплощения своей идеи. Строительство началось только в 1972 году. Архитектор Юрий Платонов создал проект в виде средневековой крепости с башнями и внутренним двориком – символ «крепости науки». Над диорамами работали лучшие художники-анималисты СССР.
Музей на Профсоюзной улице открылся лишь в 1987 году, сегодня это один из крупнейших палеонтологических музеев мира. Интересный факт – в 90-х музей едва не закрыли из-за нехватки денег, но его спасли дети – поток школьников был так велик, что власти не решились его ликвидировать.
«Древо жизни»: путеводитель по эволюции
Над лестницей, ведущей в верхние залы, раскинулось грандиозное керамическое панно «Древо жизни». Это не просто украшение, а наглядная энциклопедия эволюции:
– внизу, среди синих волн, плещутся древнейшие морские существа;
– выше рыбы выбираются на сушу, превращаясь в первых земноводных;
– в центре властвуют динозавры — одни мирно щиплют листву, другие оскаливают острые зубы;
– на вершине появляется человек — пока еще маленькая фигурка в мире гигантов.
Изображение занимает внутреннюю поверхность одной из башен музея. Его высота 18 м, криволинейная ширина составляет 26 м, а прямолинейная ширина 16 м. Сама площадь панно составляет примерно 470 кв. м. Художники лепили рельеф, часами лежа на наклонных деревянных мостках. Готовую композицию разрезали на фрагменты, а для облегчения конструкции с обратной стороны фрагментов часть глины удаляли. Из этой глины художник Владислав Сидоров, участвовавший в работе, сделал скульптурный портрет автора проекта – Александра Белашова, художника, руководившего проектом.
Встреча с исполином: мамонт из вечной мерзлоты
Переступая порог первого зала, посетители замирают перед гигантским скелетом мамонта — одним из самых впечатляющих экспонатов музея. Это не просто кости, а уникальная находка 1842 года: промышленник А. И. Трофимов обнаружил его на краю Тюменской области, в царстве вечных льдов.
Благодаря фактору вечной мерзлоты сохранилось даже то, что обычно исчезает без следа: фрагменты мышц, сухожилий и шерсти. Ученые установили, что этому мамонту около 40 тысяч лет — он жил во времена, когда по Земле еще ходили неандертальцы. Стоя рядом с трехметровым скелетом, легко представить, как этот мохнатый гигант неторопливо шагал по холодным просторам древней тундры.
Следы невиданных существ: загадки вендского периода
Второй зал — зал докембрия и раннего палеозоя – знакомит с самыми первыми жителями Земли, а также с огромным разнообразием беспозвоночных животных и растений, здесь хранится настоящая научная сенсация — плита с отпечатками вендских организмов, возрастом 555 миллионов лет. Это редчайший случай, когда сохранились не только сами существа, но и следы их передвижения.
Присмотритесь — на камне видны:
– дикинсонии— возможные представители двусторонне-симметричных, диаметром до метра;
– йоргии — существа с сегментированным телом;
– загадочные бороздки — следы их путешествий по древнему морскому дну.
Плита была найдена на берегу Белого моря и стала ключом к пониманию, как выглядела жизнь задолго до появления динозавров.
Также в этом зале можно увидеть огромное количество примитивных представителей древней жизни, таких как причудливые водоросли, загадочные протисты и первые беспозвоночные, похожие на инопланетных существ.
Здесь представлены диковинные археоциаты, напоминающие кораллы, но жившие за 300 млн лет до них!
Докембрий — эпоха, когда жизнь только училась быть жизнью. Раньше ее называли криптозоем – временем скрытой жизни. Но теперь мы знаем: уже тогда в древних морях кипела невидимая революция – 4 млрд лет назад появляются первые бактерии, а 2,5 млрд лет назад кислородная катастрофа меняет планету, 600 млн лет назад возникают загадочные эдиакарские организмы.
Кембрийский взрыв (542 млн лет назад) — момент, когда эволюция набрала обороты: появились первые хищники, возникли прообразы всех современных типов животных, жизнь из плоских отпечатков превращается в трехмерных существ со скелетами.
Эти скромные окаменелости пережили динозавров, ледниковые периоды и восход человечества. Они — самые стойкие свидетели истории Земли.
На дальней стене, справа от выхода, расположена скульптурная композиция, состоящая из отдельных керамических элементов, – работа художника Сергея Андреевича Казанского, каждый элемент символизирует определенный тип или класс животного и растительного мира. Пространственное размещение отражает временную последовательность существования организмов: внизу изображены наиболее древние, выше – более молодые.
Каменноугольный лес: Подмосковье 300 млн лет назад
Этот зал на данный момент находится на реконструкции, но некоторые экспонаты мне удалось запечатлеть. Они так и переносят нас во время, когда на месте Москвы шумели тропические леса каменноугольного периода.
Экспозиция раскрывает тайны древних морей, ледников и доисторических ландшафтов, некогда покрывавших не только Москву и область, но и соседние территории — Калужскую, Ярославскую, Владимирскую и другие. Все эти земли объединяет общее геологическое прошлое, запечатленное в слоях пород и окаменелостях.
В карьерах Москвы и Подмосковья можно наблюдать следы древних соленых морей: каменноугольного (360 млн лет – 300 млн лет назад) и юрско-мелового (201 млн лет – 66 млн лет назад). Следы каменноугольного моря – толщи известняков, в меньшей степени – глинистых известняков. Климат тогда был теплый, тропический. Об этом свидетельствуют множество ископаемых кораллов, морских лилий, сами известняки, которые образовались как осадок из раковин теплолюбивых одноклеточных простейших. Здесь представлена плита с захоронением подмосковных каменноугольных лилий, она завораживает!
Путешествие во времени: от первых позвоночных до ледникового периода
Третий зал рассказывает нам о рождении сухопутной жизни, здесь оживает, так скажем, революционный момент эволюции — выход жизни из воды на сушу.
«Экспозиция зала посвящена эволюции позвоночных животных и образуемых ими сообществ в Восточной Европе и соседних регионах на протяжении позднего палеозоя – раннего мезозоя (408 – 205 млн лет назад). Начиная с девонского периода на территории Восточной Европы происходит постоянное изменение ландшафтной обстановки с попеременным преобладанием морских и континентальных условий. Соответствующим образом изменялся растительный и животный мир, что нашло свое отражение в палеонтологической летописи. Отложения этого возраста изобилуют остатками различных беспозвоночных и позвоночных животных».
В этой части музея представлено настоящее путешествие в прошлое – каменные плиты с отпечатками древних рыб и земноводных словно переносят на дно доисторического водоема. Вот застыли в динамичных позах скелеты древних четвероногих, а рядом – загадочные следовые дорожки, будто оставленные только вчера.
Но главная гордость зала – впечатляющая группа скелетов пермских ящеров из знаменитой Северо-Двинской галереи Амалицкого. Эти исполинские рептилии, застывшие в вечном движении, стали «краеугольным камнем» всей палеонтологической коллекции. Дунклеостей — бронированная «танковая рыба» девона с челюстями-гильотинами.
Ихтиостега — первопроходец суши, у которого еще плавники, но уже есть лапы, она, кстати, является родственником современных саламандры, крокодила, утконоса и выдры!
Стены зала оживают благодаря искусным панно: слева – изящная каменная резьба Михаила Федоровича Баринова, справа – терракотовые рельефы Нины Александровны Малышевой с яркой подглазурной росписью. Над входной витриной разворачивается грандиозное филогенетическое древо позвоночных, а в центре зала сияет медная люстра-шедевр Панченко с причудливыми силуэтами первых обитателей Земли. Каждая деталь здесь дышит историей!
Эпоха гигантов
Добро пожаловать в мезозой! Этот зал устроен как двухъярусный театр эволюции: тарбозавр — азиатский родственник тираннозавра.
Секретный экспонат – яйца динозавров с удивительной сохранностью скорлупы.
Несмотря на то что динозавры были рептилиями, мы не можем с уверенностью считать их холоднокровными, некоторые ученые считают, что первые динозавры откладывали мягкие яйца, с кожистой оболочкой, как и современные рептилии. Но сейчас накапливается все больше фактов в пользу того, что физиологически динозавры были скорее теплокровными. Многие из динозавров, особенно мелкие хищные, обладали внешними покровами с перьями, почти как птицы. А птицы — существа теплокровные, с чем и связана твердость отложенных яиц, также на это влияет активный образ жизни и необходимость защиты эмбриона, тогда как у рептилий мягкие яйца лучше подходят для развития потомства в почве или влажной среде.
Триумф млекопитающих
В последнем, шестом зале музея демонстрируются разнообразные млекопитающие и неповторимые фауны кайнозоя.
Зал посвящен истории основных отрядов класса млекопитающих, смене их фаунистических комплексов, динамике природной обстановки кайнозоя на протяжении последних 65 млн лет истории Земли.
Реконструкции большинства животных выполнены в натуральную величину. Правую от входа стену украшают картины крупнейшего отечественного палеонтолога и анималиста Константина Константиновича Флёрова. На выходе из зала расположено керамическое панно художника Аделаиды Германовны Пологовой «Охота на бизонов». Под потолком висит уникальная «родословная млекопитающих», вырезанная в камне.
Все залы соединены плавным маршрутом — вы буквально идете по дороге эволюции от древних морей до ледниковых равнин. В конце зала 6 находится диорама с людьми каменного века — идеальное завершение путешествия длиной в 540 миллионов лет!
Подводя итог, хочется отметить, что палеонтологический музей — это не просто коллекция камней. Это «машина времени», где можно заглянуть в глаза мамонту, потрогать камень со следами древнейших существ Земли и, наконец, почувствовать себя лилипутом рядом с динозаврами. «Каждый экспонат здесь не просто экспонат, а послание из глубины времен», — говорит один из сотрудников музея. И правда: где еще вы сможете за один день побывать и в ледниковом периоде, и в эпоху динозавров, и в тех временах, когда жизнь только училась ползать по дну древних морей?
Милана Шаманина.
Фото автора