«Мы стоим на пороге информационного и идеологического бедствия»

Об этом заявил советник президента РФ, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной угрозам искусственного интеллекта для образования и социальной сферы.

искусственный интеллект., нейросеть,Иллюстрация создана нейросетью MidJourney

По его словам, сейчас молодежь активно использует нейросети (ИИ): «Свежий опрос Ассоциации организаторов студенческих олимпиад показал, что 85% российских студентов пользуются нейросетями. 43% используют их для написания эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ. Студенты также говорят, что ИИ – наиболее важная технология для России. Сюда бы я добавил заявления многих «прогрессивных» деятелей, которые утверждают, что сегодня не так важны знания, как умение найти нужную информацию и навыки использования ИИ. Отсюда и оценка массового использования ИИ молодежью: «Ах, как это прогрессивно, ах, как это хорошо!» У меня другой взгляд на происходящее. Я считаю, что мы стоим на пороге информационного и идеологического бедствия, и российское общество пока, как я считаю, недооценивает эту опасность. Мы с коллегами провели беседы с нейросетями (всякий это может сделать, а многие, наверное, это уже и делали) на политические темы (Югославия, Крым, Донбасс), и эти беседы, те тексты, которые выдают нейросети – это абсолютно западный нарратив. Тексты, которые выдают чаты, содержат мировоззренческие установки очевидного идеологического содержания. Это идеологизированные западные тексты. То есть создана невиданная по мощности машина фактически пропаганды».

Как отметил Валерий Фадеев, самое опасное заключается в том, что те 85% российских студентов, которые активно используют ИИ, не осознают, с чем они имеют дело: «Это происходит, потому что критическое мышление за последнее десятилетие ослабло. Уровень доверия по отношению к Интернету очень высок. Я вот взял недавние данные ВЦИОМ: молодые люди телевидение не смотрят, радио не слушают, газеты не читают, зато Интернет, социальные сети, блоги, мессенджеры более чем для 70% молодых людей являются, по их мнению, источниками объективной информации. Тем более это касается ИИ, который имеет образ объективного института и инструмента. И это проблема!»

Еще один участник пресс-конференции, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, не согласился с оценкой ИИ Валерия Фадеева, указав на то, что это всего лишь инструмент: «Любая технология, которая приходит в жизнь, проходит этапы принятия или непринятия обществом. Это совершенно нормально. Валерий Александрович Фадеев в самом начале выступления сослался на данные социологического опроса, а социологический опрос – это тоже технология. Просто она уже прижившаяся, и мы принимаем результаты этой технологии, и, опираясь на них, делаем следующие выводы. ИИ как технология только приживается, поэтому совершенно нормально, что такие дискуссии происходят, и они будут приводить к совершенно разным выводам. В свое время автомобиль тоже появлялся как новая технология, и там тоже было очень много разных законов, которые ограничивали право перемещения автомобилей в городе, чтобы он, например, лошадей не пугал… Но постепенно сформировались регламенты регулирования, и это нормально, и мы движемся в этом направлении».

В качестве примера такого движения Никита Анисимов привел опыт работы со студентами в НИУ ВШЭ: «Мы увидели, что уже нельзя не регулировать этот вопрос, и в инициативном порядке сформировали внутренние правила, где мы просим студентов впрямую сказать, где был использован тот или иной инструмент ИИ, с названием технологии, которая применялась, с тем, какие выводы были сделаны. Мы даже сделали свой инструмент, с помощью которого проверяем, что они не обманывают (он называется «Поймай бота»). И если ребята обманули, то Высшая школа экономики за обман просто отчисляет. К нам приходят ребята, которые мотивированы не обманывать».

Принявший участие в обсуждении член СПЧ, предприниматель в сфере информационных технологий Игорь Ашманов заметил – еще не факт, что эта технология приживется и не будет отторгнута: «Есть технологии, которые не приживаются. Например, вы давно видели 3D-телевизор или 3D-фильмы? Эта технология не прижилась, организм ее отторг. Та же самая история с виртуальной реальностью. Она заходит на рынок в четвертый раз с 90-х годов. То есть технологии бывают разные, и не факт, что все они должны прижиться. Если говорить про автомобиль, то он начал развиваться после появления правил дорожного движения, а не до. Пока просто гоняли, как сейчас самокатчики, все было очень плохо. Первый светофор, между прочим, появился в 19 веке. Что касается применения ИИ именно в образовании… Мы сейчас имеем некий «пузырь», который имеет своих «евангелистов» – это люди, которые используют ИИ просто для продвижения себя, из карьерных соображений или для зарабатывания денег. Это, извините за выражение, способ «гнать умняк», казаться умным».

Игорь Ашманов убежден, что «нас всех подтаскивают к какому-то краю, за которым все будет уже необратимо»: «Что там, за этим краем, никто не знает, потому что нигде в мире такого опыта нет. Мы не за кем-то копируем, нас всех туда тащат. А надо ли туда идти – это огромный вопрос. Теперь про образование. Когда в 1999 году я пришел исправлять поисковик Рамблера, согласно рейтингу запросов, самыми популярными из них были порно, Linux, рефераты. Порно и Linux – понятно, почему. А рефераты – потому что уже тогда студенты старались «сэкономить калории» и подсовывать курсовые, просто скачав их из Сети. Идея экономить мыслительные усилия у человека есть всегда. То, что человек при этом тупеет и не получает знаний, обычно никого не беспокоит. По некоторым сведениям, сейчас 90% студентов используют ИИ для того, чтобы делать курсовые или дипломные работы. Я читал высказывания некоего американца, который решил поинтересоваться, что же делает его дочь с домашними заданиями. Домашние задания дочери приходят в электронной форме, она не глядя берет их, пихает в Chat GPT. Дальше она берет ответ из ChatGPT, и, не читая, отправляет учителю. Она уже выяснила, что эта процедура работает. Причем, по его словам, там задания такие: сколько минут в часе? При какой температуре закипает вода? То есть эта девочка уже никогда не узнает ответа на эти вопросы».

По словам Игоря Ашманова, у этой девочки фактически «выносной мозг», как и у многих наших соотечественников, которые, постоянно «лайкая» картинки, разучились читать и из-за использования калькулятора – считать. Разучились думать, уверенные в том, что все правильные ответы им подскажет «Алиса».

Сергей Ишков.

Иллюстрация создана нейросетью MidJourney

искусственный интеллект., нейросеть,Иллюстрация создана нейросетью MidJourney

Добавить комментарий