Поставить современную башню легко, а вот возродить место культуры…

Материалы «Снос возведенного в прошлом веке куба Дома кино вызывают эмоции, возведенные в куб» и «Дом кино – это место силы, и нужно, чтобы он существовал», опубликованные 17 и 24 марта 2025 года соответственно, отражали различные взгляды на ситуацию с уникальным зданием на Васильевской улице. Однако и по прошествии нескольких недель проблема продолжает волновать как причастных к киноискусству, так и просто неравнодушных жителей столицы.

Андрей Ильин, народный артист России:

– Дом кино был в ужасном состоянии. Советское здание явно требовало ремонта или реконструкции. В последнее время туда стыдно было заходить. А ведь это легендарное место, где проводились кинофестивали, премьеры, встречи.

Такое место обязательно должно быть для представителей профессии. И хотелось бы, чтобы после реконструкции Дом кино снова распахнул свои двери для кинематографистов. Чтобы нам было где собираться, чтобы молодые представители профессии имели возможность продолжать дело старших коллег, заставших тот самый Дом кино на Васильевской.

 

Елена Захарова, почетный деятель искусств города Москвы:

– Дом кино – историческое, можно сказать «святое» место. У меня там в 1995 году проходила премьера фильма «Приют комедиантов». Там всегда собирались кинематографисты – на премьеры, юбилейные вечера, там проходили кинофестивали, там же прощались с ушедшими актерами.

Где сейчас это все проводить, вот в чем вопрос. Центр встречи работников киноотрасли обязательно нужен. Да, здание на Васильевской улице устарело. Но можно было сделать реконструкцию или ремонт. Место нужно было сохранить как в память о поколениях кинематографистов, так и в назидание потомкам.

А теперь построят стеклянную башню и будут продавать квартиры – если это так, то совсем все плохо. Но если в новом здании все же откроют современный, высокотехнологичный Дом кино, это будет правильно. И мы, профессионалы киноиндустрии, снова сможем там собираться.

 

Анна Якунина, народная артистка России:

– Это мое родное место, моя юность, даже детство. Там была очень известная театральная студия, где преподавала мама, а я ходила туда на занятия. Там мы смотрели фильмы, на которые больше нигде нельзя было попасть.

Обидно, что Дом кино уже давно в запустении. Безусловно, его нужно возрождать. Это, конечно. не памятник архитектуры, но знаковое место для многих москвичей. Все должно быть разумно. Снести и поставить современную башню легко, а вот возродить место культуры, сделать его модным киношным – это совсем другое. Я не за новые крутые квартиры, я за кино!

 

Владимир Грамматиков, заслуженный деятель искусств России:

– Обитель для кинематографистов обязательно должна быть. Какой-то клуб, где мы могли бы собираться, хотя бы для того, чтобы попрощаться с ушедшими коллегами. Прежде чем сносить здание на Васильевской, можно ведь было найти альтернативу.

А то, что Дом кино пришел в негодность, – это факт. Стены, коммуникации, лифты – все это нужно было или менять, или реконструировать.

Насколько я знаю, ВГИК предложил пока организовывать премьеры фильмов и встречи кинематографистов у себя. Если этому быть – значит, хорошо.

 

Екатерина Максимова, основатель и художественный руководитель Опен Театра:

– Действительно, с Домом кино у меня много чего связано. Там была премьера фильма по моему сценарию «Гвоздь», который вышел в 2014 году. Это фильм про театральный институт, киноинститут, фильм про то, как учат кинематографии молодых людей и как их жизнь потом меняется. Это была знаковая картина именно для Дома кино.

Встречи с режиссером, со съемочной группой тоже проходили там. Дом на Васильевской – определенный период моей жизни, яркий и интересный. В нем соединялись несколько поколений людей кинематографа, всегда ощущался дух эпохи старого черно-белого кино.

Но в последнее время при появлении там создавалось ощущение, что Дому кино нужен ремонт или реконструкция. Рисунок города меняется, у меня папа архитектор, и он всегда говорил, что здания, как и люди, всегда умирают. Но важно, что здесь всегда было место встречи людей, жизнь которых связана с кино.

И я надеюсь, то, что придет на место этого здания, тоже будет объединять следующие поколения кинематографистов. Главное, чтобы им было куда прийти.

 

Илья Золкин, кино- и театральный критик, телевизионный эксперт:

– Центральный дом Союза кинематографистов – священное место для многих и многих граждан, родившихся в середине ХХ века и позже. Потому что для тех, кто влюбился в его величество кинематограф, тогда вариантов посмотреть хорошее, в том числе иностранное, кино практически не было. Да и человек с улицы туда бы и не попал. Но даже те, кто связал свою жизнь с кино, использовали знакомства и разные хитрости и уловки, чтобы попасть на закрытые просмотры и испытать невероятное наслаждение.

Сегодня все изменилось, и Дом кино стал стареть вместе с теми, кто в него приходил с момента открытия в конце 1960-х годов. И для юного поколения кинематографистов он уже не является чем-то священным, стал местом встречи с прошлым. Хотя сам я, попав сюда впервые в 2010 году, испытал если не чувство катарсиса, то что-то очень близкое к этому.

Каждый год на Васильевской Гильдия актеров вручала свою премию, но публика становилась все старше и старше, а больших маститых артистов приходило все меньше и меньше. В принципе, проблема Дома кино, как и проблема всего Союза кинематографистов, – видимо, они не нужны молодежи.

Конечно, очень бы хотелось, чтобы на месте разрушенного Дома кино действительно появилось какое-то ультрасовременное место, связанное с кинематографом. Но есть большие сомнения… Может, надо было просто сделать ремонт – закрыться, условно говоря, на год и вернуть Дом кино тем, кто привык в него ходить?

 

Илья Бачурин, сооснователь кинотелевизионной студии «Главкино», генеральный директор Москонцерта:

– Для всех, кто приходил туда, Дом кино – это то место, где российский кинематограф прожил свои главные, лучшие моменты. А теперь жить российскому кино негде. Потому что и «Мосфильм» стал другим, и другие институции, связанные с кино, – как деревья, вырванные из почвы.

Не думаю, что сейчас вот такое решение, такое действо, оставляющее всю индустрию без площадки исторического и базового значения, чем-то и кем-то может быть оправдано. Не знаю мотивов тех, кто решение принимал, но не могу найти такие мотивы нигде, ни в каком спектре своей фантазии.

 

Георгий Луначарский, президент Федерации футбола инвалидов России:

– Как москвичу, мне очень жаль видеть уничтоженный Дом кино. Это национальная достопримечательность, как библиотека Ленина, Малый или Художественный театры и тому подобное. Это памятник архитектуры, который уничтожен в целях наживы от строительства какого-то жилого дома. Если уж это сделали, то надо построить новый Дом кино, еще более вместительный, красивый и, главное, любимый всеми.

Подготовил Владимир Сабадаш.

Фото Ильи Золкина

Добавить комментарий