Гонки дронов – не только популяризация авиамодельного спорта

Сто лет назад был популярным лозунг: «Пролетарий – на самолет!» Наш сегодняшний лозунг должен быть: «Школьник – к дрону!»

Иллюстрация нейросети Kandinsky

«Дроновый бум» или «дроновая лихорадка» захватила мир. Относительно небольшая цена дрона (беспилотного летательного аппарата – БПЛА) делает его доступным для широкого круга населения. Люди интуитивно тянутся к высоким скоростным и маневренным характеристикам дронов. Отсюда возникает потребность в соревнованиях – гонках дронов или в дрон-рейсинге. В нем выигрывает не самый быстрый гонщик, а тот пилот, который способен управлять дроном таким образом, чтобы оптимально пройти все повороты на трассе, при этом маневры могут быть не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Такие соревнования уже относительно давно проводятся, в том числе и в международном формате.

В России дрон-рейсинг уже прижился, помогла благодатная почва развитого в нашей стране авиамоделирования. Дроны доводят гоночную скорость до 100 и более км/ч. Стать пилотом может любой человек. Ему не требуется специальная физическая подготовка.

И в то же время сейчас наблюдается большой дефицит специалистов – операторов БПЛА. Гонки дронов – именно то направление, которое даст стране две основные профессиональные компетенции: пилотирование и конструирование. Без преувеличения, дрон-рейсинг является мощным локомотивом беспилотных технологий в России за счет постоянного совершенствования техники дронов и эмоционального напряжения участников соревнований.

Россия активно включилась через участие в СВО в производство дронов и в подготовку операторов для них. Необходимо еще раз отметить, что операторы в значительной степени готовятся через спорт – гонки дронов.

В этом материале делается попытка обзора дрон-рейсинга в России, но сначала немного об истории развития отечественной беспилотной авиации.

С 1990-х годов существует Федерация авиамодельного спорта России (ФАСР), которая занимается самолетами, вертолетами, планерами, ракетами и т. п. Президентом ее на сегодняшний день является Герой России, летчик-испытатель Юрий Ващук. Не будем забывать, что в 2026 году авиамодельный спорт будет отмечать 100-летие. Первые соревнования авиамоделей (читай – беспилотников) прошли в 1926 году в Тушине.

Огромное количество школьников занимается сейчас классами F-2D (воздушный бой), F-3K (планеры), S (Ракеты) и пр. Все эти классы, развиваясь, безусловно, обогащают и дополняют технологию летающих моделей. И это главное. Мы все-таки должны признать, что соревнования – это шоу, внешний эффект, а вокруг них кипит созидательная энергия творчества людей, прежде всего – молодежи.

В 2017 году в Москве образовалась Всероссийская лига дронов RDR (латинская аббревиатура RDR – русский дрон-рейсинг). В общем смысле лига – группа спортивных команд или клубов, образующих сообщество для соревнований друг с другом и набора очков в определенном виде спорта. После стремительной популяризации в России БПЛА – дронов, являющихся по сути одной из разновидностей авиамоделей, в ФАСР стали практиковаться гонки дронов, организатором которых и стала RDR. Возглавляет ее генеральный директор Евгений Буфетчиков.

В 2022 году еще одни энтузиасты создали отдельную Федерацию гонок дронов России. В октябре 2023 года она открыла первый Федеральный образовательный центр по управлению дронами. В декабре 2024 года Федерация получила аккредитацию Министерства спорта России.

Президентом Федерации гонок дронов России является Илья Галаев – член Правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем и президент Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы».

Федерация гонок дронов России – общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация, основной целью которой является подготовка специалистов в области беспилотных авиационных систем через соревновательную деятельность и развитие вида спорта гонки дронов.

В июне 2023 года правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В документе определены пять приоритетных направлений: запуск серийного производства отечественных беспилотных систем, создание крупных производственных центров, строительство аэродромов для дронов и дронопортов, стимулирование спроса на БПЛА и подготовка специалистов. По прогнозам, уже в 2025 году будет произведено порядка 1,5 млн дронов. Это откроет новые горизонты для экономики и технологий.

Президент России Владимир Путин 28 января 2025 года в ходе совещания по вопросам развития беспилотной авиации поручил открыть небо для гражданских беспилотников в безопасных регионах, где для этого соблюдены необходимые условия.

В 2024 году Всероссийская лига дронов RDR и ФАСР договорились не сворачивать, а развивать традиционный авиамодельный спорт, который, по сути, является базой БПЛА, в том числе и гонок дронов.

Совместная работа ФАСР и RDR предполагает три основных направления: комплексное развитие инженерного и технического образования в кружках, молодежных центрах, школах по гонкам дронов и, вместе с тем, бережное сохранение и популяризация традиций авиамодельного спорта и достижений его спортсменов в России и за рубежом.

В лиге RDR проходят гонки дронов в основном среди школьников. Евгений Буфетчиков считает, что ребята 10–12 лет летают быстрее и маневреннее старших. Конечно, сказывается физиология. У взрослых есть шанс вырвать победу только за счет выносливости. Дети устают, и взрослые дяди или тети тем временем берут верх. Юным спортсменам Евгений Александрович благоволит. Ему импонирует, что ребята сами разрабатывают дроны и летают на них. Большинство взрослых спортсменов предпочитают купить БПЛА и потом соревноваться, а это лишает человека творчества и еще кое-чего, что, наверное, можно назвать шармом спорта.

В школе дронов RDR нет разделения по возрастам – учатся и дети, и взрослые. Для начала обучения необходимо приобрести пульт управления и поставить программу-симулятор дрона на компьютер. После того как руки привыкнут к управлению виртуальным дроном, можно будет собрать собственный реальный дрон и выходить на настоящие полеты.

RDR в рамках авиамодельных соревнований, фестивалей детского технического творчества и т. д. планирует в 2025 году провести 18 межрегиональных турниров, занесенных в Единый календарный план соревнований в России. В Единый календарный план добавляются по мере поступления заявок соревнования по гонкам дронов в субъектах и муниципальных образованиях. В перечне соревнований Единого календарного плана гонок дронов обозначены: межрегиональные соревнования, чемпионат федерального округа, первенство федерального округа, всероссийские соревнования, Чемпионат России, Кубок России. Как видим, гонки дронов благодаря RDR становятся все более охватными. То есть там, где есть авиамодельный спорт, проводятся или будут проводиться гонки дронов. Каждый из турниров имеет свой уровень значимости, и в каждом из соревнований, обозначенных в Едином календарном плане, первые несколько мест приносят участникам повышение спортивного разряда. В календарь вносятся как реальные гонки, так и кибертурниры, а также гонки от RDR, гонки от ФАСР, ФГДР, от других организаторов, различные локальные и корпоративные турниры, гонки на тинивупах (маленьких квадрокоптерах с бесколлекторными двигателями и FPV оборудованием).

Но что же конкретно понимается в настоящее время под гонками дронов? Прежде всего, это технологичный вид спорта, в котором спортсмены-пилоты FPV-дронов соревнуются в скорости прохождения трасс, быстроте реакции и совершенстве своих моделей. Для управления полетом они используют пульт и специальные очки, в которых отображается видео с камеры, установленной на дроне, в режиме реального времени. Такой способ управления (FPV) позволяет пилоту полностью погрузиться в процесс гонки и создает непередаваемое ощущение полета.

Гонки требуют особой технологической оснастки – трассы. Для гонок дронов используется трасса с автоматической системой отслеживания времени полета, системой хронометража – Race Control. К другим элементам трассы относятся арочные ворота, флаги, подвесные кольца, фишки для разметки траектории полета и пр.. Трасса с Race Control может эксплуатироваться в помещении и на улице. Комплект элементов гоночной трассы применяется и при обучении полетам. Такими трассами оборудуются учебные классы по дисциплине «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Полотно ворот и флагов изготовлено из специальной высокопрочной ткани, выдерживающей удары и контакт с пропеллерами дрона. Дуги ворот не ломаются и не гнутся. Металлическое основание позволяет быстро устанавливать ворота для тренировок. Стойки флагов изготовлены из толстостенной, легкой и прочной алюминиевой трубки. Основание в виде раскладывающейся треноги позволяет быстро производить монтаж трассы. Она может быть установлена на грунт, асфальт или пол.

На трассе есть возможность гоняться на любых частотах, с любыми видеопередатчиками и на любых мощностях, можно использовать ее и в помещении, не опасаясь переотражения сигнала. Нет лишних проводов и соединений между приемниками. Ударопрочные корпуса защищают электронику. Используя базовые элементы «ворота» и «флаг», организатор формирует элементы воздушной спортивной трассы: двухэтажные ворота, трехэтажные ворота и так далее. Общее количество элементов на трассе должно быть не менее 10, из них не менее пяти флагов. Трасса может использоваться для проведения небольших дружеских турниров, подходит для школьных соревнований и кванториумов.

Возможно, слово «кванториум» для некоторых читателей новое. Поясним, что кванториум – это детский технопарк, оснащенный высокотехнологичным оборудованием. Здесь изучаются беспилотная авиация, лазерные технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, программирование, 3D-моделирование и др. Осуществляется интеллектуальное развитие детей и подростков, их вовлечение в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность, происходит формирование инновационного, изобретательского стиля мышления – умения мыслить нестандартно и видеть мир с точки зрения изобретателя. Кванториум помогает выбрать перспективную специальность. Технопарки типа «Кванториум» открываются в России в рамках нацпроекта «Образование». Реализует проект Министерство просвещения РФ.

…Но ближе к теме. Радиоуправляемая мультироторная модель, используемая для гонок, обозначается F-9. Гонки дронов RDR проходят, как правило, в утвержденном Международной авиационной федерацией (FAI) формате F-9U – авиамодельные соревнования. В аббревиатуре «F-9U» буква «U» означает: «гоночные мультироторные радиоуправляемые модели с управлением от первого лица». Таким образом, класс F-9U относится к соревнованиям по авиамодельному спорту, где участвуют несколько мультироторных авиамоделей, летающих вместе по замкнутой гоночной трассе. Пилот, участвующий в соревнованиях, использует видеоочки или монитор для контроля полета своей модели по изображению с камеры на борту. Гонки дронов F-9U утверждены приказом министра спорта России от 24 января 2024 года № 47.

В гонках F-9U по замкнутой гоночной трассе с Race Control одновременно участвуют несколько человек (как правило, с точки зрения безопасности и удобства участников их четыре). Каждая модель управляется пилотом. Пилоты контролируют полет своей модели по изображению с находящейся на борту камеры. Пилотам ассистируют помощники, которые находятся рядом с участниками. Основная задача помощника – визуальный контроль за моделью, так как пилоты используют очки. Программное обеспечение для технического симулятора, установленное на персональные компьютеры участников соревнований, должно автоматически или с помощью настроек обеспечивать равные условия спортсменам.

К моделям, используемым RDR, предъявляются требования: масса модели, включая все необходимое оборудование (в том числе батареи) не должна превышать 1 кг. Для дрона-квадрокоптера расстояния между осями противоположных моторов не должно быть более 330 мм. Электродвигатели должны иметь напряжение не более 25,5 В. Максимальный размер пропеллера – 15,2 см. Мощность видеопередатчика – не более 25 мВт.

Гонка для каждой группы выполняется по кругам. Рекомендованное число кругов – три для открытых площадок и пять для закрытых помещений. Число кругов, зависящее от размеров помещения, которое необходимо пройти, объявляется заранее перед началом соревнований. Результат каждого участника определяется фиксированием времени, за которое ему удалось преодолеть установленное количество кругов.

Многие уже знают, что Всероссийская лига RDR не ограничивается только дрон-рейсингом. У нее абсолютно разные проекты и интересные активности: съемки, обучение, шоу дронов, дирижабли, инженерия и разработки.

Внимательные дрон-рейсеры уже используют основные крупные телеграм-чаты, высматривая объявления, которые начинаются со слов «Есть работа». Это, как правило, интересный проект, отличная команда и достойная оплата! Представьте, человек до совершеннолетия уже может реально работать. Дрон-рейсинг приучает к дисциплинированности и пунктуальности, что очень ценится на рынке труда. Мониторинг лесных пожаров, съемки с высоты, менеджер в спорте, создание новых конструкций дронов, программирование дронов – это далеко не полный перечень тех специальностей, которые возникают на фоне «дронизации» общества.

О конкретных соревнованиях. Автору удалось побывать на дрон-рейсинге в Москве 17 ноября 2024 года. Он проходил в легкоатлетическом манеже Российского университета спорта (РУС «ГЦОЛИФК»). Это был Кубок России по авиамодельному спорту (класс F-9U). Соревновалось порядка 20 гонщиков. Их организовала RDR. Болельщиками были в основном родители.

Прошло немногим более четырех месяцев. 23 марта автор присутствовал на межрегиональных соревнованиях F-9U в Воронеже. Количество участников – более 100 человек. В основном это были школьники, много кадетов из Воронежского кадетского корпуса, а также примкнувшие к гонкам дошкольники (?) и с другой стороны тоже примкнувшие – те, кто уже вышел из школьного возраста. Гонки были организованы в рамках открытого фестиваля научно-технического творчества «Робоарт» в Воронежском государственном университете. В этом году 23 марта проходил 11-й такой фестиваль. Число участников-детей по сравнению с предыдущим годом выросло. Охвачены творчеством (в том числе в гонках дронов) и дети с нарушениями слуха и зрения. Они учатся в Воронежском авиационном техникуме имени В. П. Чкалова, в 2025 году выпускается спецгруппа в девять человек. В дрон-рейсинге все у них получается не хуже, чем у остальных участников – за пультом их не отличишь. Болельщиков и зрителей – не протолкнуться. Гонки сильно захватывали своим динамизмом.

Руководителем гонок в Москве был Евгений Буфетчиков, а в Воронеже он в течение дня одну за другой «отправлял» в полет четверки спортсменов-гонщиков и «встречал» их на финише. Тяжеловато, но Евгений Александрович выглядел неуставшим.

Руководителем от Воронежа был председатель Воронежской областной общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Алексей Михайлов, который энергично отслеживал весь день не только ход гонок дронов, но и работу всех секций «Робоарта».

Среди волонтеров, курировавших дрон-рейсинг, выделялась мама троих мальчиков, тоже участников дрон-гонок, Ольга Долбилова. Она одинаково строго наблюдала за соблюдением правил всеми участниками соревнований и всегда оказывалась там, где этого требовала обстановка.

В заключение заметим, что широкое распространение отрасли БПЛА в России опережает число официально занятых в ней. Руководители отрасли сетуют на значительный дефицит специалистов. Между тем в дроновом спорте, через который выращиваются специалисты, наиболее перспективными стали ребята, обучающиеся сегодня в школе.

Сергей Елисеев.

Иллюстрация нейросети Kandinsky

Добавить комментарий