Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ИБСЕН И ФОССЕ: ОТКРЫВАЯ НОРВЕЖСКУЮ КЛАССИКУ

ИБСЕН И ФОССЕ: ОТКРЫВАЯ НОРВЕЖСКУЮ КЛАССИКУ

В Москве состоялось два значимых мероприятия, связанных с авторами из Норвегии.

«Можно любить Ибсена, можно ненавидеть его. Но ни ненависть, ни любовь к нему не могут быть бесстрастны». Так писал Александр Блок в 1908 году. И это не случайно. Известность драматурга была повсеместной, слава незыблемой. Сегодня Хенрик Ибсен является вторым по популярности драматургом в мире после Шекспира, но, к сожалению, не в России. Интерес к этому норвежскому автору значительно возрос после премьеры спектакля «Вернувшиеся», поставленного по мотивам его «Привидений».

Американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти привезли в Россию уникальные технологии работы с актерами и пространством: иммерсивное действие, поставленное по мотивам пьесы, происходит «на расстоянии вытянутой руки» в старинном особняке в центре Москвы. В результате репетиций, которые велись в строжайшей тайне, актеры освоили уникальные методики взаимодействия с аудиторией, а в самом особняке возникли десятки потайных ходов и дверей.

По словам Виктора, главный мотив постановки – тема прощения, жизнь семьи на которую влияет прошлое, где прошлое – краеугольный камень эволюции личности. Оно – вне времени и это универсальная проблема человечества.

«Привидения» изданы в 1882 году, но пьеса не потеряла актуальности. Пьеса заставляет глубже всмотреться в то, во что ты веришь, и понять, почему ты в это веришь. Произведение обращается к табуированным темам: смертельная болезнь, инцест. Мы не живем в вакууме, и стоит быть открытыми и честными в отношении друг к другу, к жизни остальных людей, принимая их. Только так наше существование обретет баланс.

Недавно в Москве состоялась презентация сборника пьес Генрика Ибсена «Вернувшиеся», куда вошли «Столпы общества», «Кукольный дом» и «Привидения» (изд-во АСТ). Надо отметить, что жизнь и творчество автора были полны самых удивительных противоречий. Более четверти века он провел за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене… Ибсен первым поднял завесу над отношениями в отдельно взятой семье. Это пришлось сделать для того, чтобы разобраться в механизме супружеского и семейного счастья. По мнению писателя, именно от этого зависит судьба всего общества.

А в театре «Школа драматического искусства» состоялась премьера необычного проекта: при поддержке Посольства Королевства Норвегия в России здесь прошли «Норвежские читки». Режиссер Александр Огарев представил постановку по 4 пьесам знаменитого норвежского драматурга Юна Фоссе. Специально для нее пьесы были впервые переведены на русский язык Еленой Рачинской.

Необычность проекта заключалась в том, что он проходит в формате «бродилки» – театральное действие происходило практически во всех залах театра: «Глобусе», «Грот-зале», «Тау-зале», а также в фойе и переходах, соединяющих залы театра.

Драматург, поэт, автор романов и детских книг, враг реализма и знаков препинания норвежец Юн Фоссе включен британским агентством Synectics в сотню ныне живущих гениев. Его сравнивают с Ибсеном, Беккетом, Кафкой, а его пьесы ставятся по всему миру. Творчество Фоссе – образец «чистого искусства», наслаждение для гурманов стиля. Как всякая настоящая Поэзия, его драматургия вырывается из рамок однозначной концепции. Фоссе вторит знаменитой ибсеновской строке: «Вопрос, а не ответ мое призвание». Великий драматург всегда признавался, что главное в его произведениях – тишина. Найдет ли современный норвежский парадоксальный философ свою публику в России? По крайней мере, начало знакомству положено.

Татьяна Белоножкина.

Добавить комментарий

Loading...
Top