Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН

ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН

Финансовая грамотность граждан — один из самых важных и актуальных вопросов в России сейчас. На обладание фактическими знаниями: какими инструментами пользоваться, как открыть депозит, как получить кредит, как избежать мошеннических действий влияют ценности человека и его реальные возможности.
Исследования разных слоев нашего общества показали срочную необходимость финансового просвещения. Этому был посвящен III Всероссийский конгресс волонтеров финансового просвещения граждан, который состоялся в Корпоративном университете Банка России 17 – 18 мая 2017 года.
Пленарное заседание первого дня конгресса открывала Председатель Банка России Эльвира Набиуллина: «Когда люди покупают финансовые продукты, открывают депозиты, получают кредиты, они должны понимать и права, и обязанности, которые у них возникают в связи с приобретением финансовых услуг.


Несколько лет у нас развивается проект «Жалоба как подарок». Анализ показывает, что люди просто не понимают каких-то вещей и это пробелы и проблемы финансовой грамотности и нужно давать основы более широко. Второе – многих проблем могли бы избежать, если бы был выше уровень финансовой грамотности и люди не попадали в определенные ситуации. Поэтому эта масштабная, системная и многолетняя работа должна разворачиваться во всех регионах и ориентирована быть на людей разного возраста и профессий. Для Банка России важно, что эта работа опирается еще на гражданскую и общественную инициативы, на взаимодействие с волонтерами, которые считают тему финансового просвещения важной, что позволяет эффективно решать совместные задачи.
Сейчас большое внимание мы стали уделять и поведенческому надзору, хотя раньше у нас не было даже такого понятия. Как финансовые институты ведут себя с клиентами? Как они обеспечивают защиту прав потребителей?»

Темы

Более 300 участников конгресса обсуждали разные темы: финансовая грамотность предпринимателей, развитие финансовых технологий, цифровизация, изучение финансовых моделей поведения, создание сообществ волонтеров как на федеральном, так и на региональном уровнях, особенности принятия решений поколением Z и многое другое.
Изучению устойчивых комплексов поведения людей было посвящено два масштабных социологических исследования с целью выявления факторов, которые мотивируют население повышать собственный уровень финансовой грамотности. Было представлено 11 моделей поведения граждан с точки зрения их возможных изменений.
«Например, группа малообеспеченные и доверчивые – люди готовые послушать того, кто грамотно разложит их потребности, зачастую обманув. Авантюристы могут рискнуть денежными средствами. Рациональный тип доходы и расходы рассчитывает, а благополучные и индивидуалисты — две категории потенциала для сложного инвестиционного поведения» – рассказала Директор проектов «инФОМ» Людмила Преснякова.
Помимо специальных программ, которые разворачиваются в школах, специализированных учебников, внимание детям было решено уделять и в летнее время.


Руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута поделился: «У нас есть идея сделать финансовые смены в детских лагерях. Это будет не просто игра, а фактически проживание финансовой жизни. Будут свои банки, страховые компании, брокеры, биржа, отделение Банка России. У детей появится возможность стать полноценными финансовыми пользователями».

Поколение Z

Много внимания было уделено поколению Z — это дети, которые родились после 2000 года. Они отличаются тем, что выросли в цифровом мире, не могут представить свою жизнь без интернета, гаджетов и к ним необходим индивидуальный подход.
«Бешеные потоки данных приводят к информационному стрессу, что, в свою очередь, отражается на иммунной системе и ухудшению когнитивных функций — это восприятие, мышление, творчество, решение проблем и так далее. У современных детей очень плохо с концентрацией внимания, эффективность от 2 до 10 секунд, а дальше им надо переключиться на новую задачу. Особенность в том, что они выхватывают целостную картинку, выделение фигуры из фона для них затруднительно. Снижается способность к анализу и к социальному взаимодействию» – описала поколение Доцент кафедры психологии развития ФГБОУ ВО «МПГУ» Елена Беловол.
Эти психологические моменты было решено учитывать при разработке программ и текстов финансового просвещения, чтобы максимально эффективно доносить информацию до разных поколений.

Итог

«Главным результатами конгресса стали готовность участников сформировать Сообщество волонтеров финансового просвещения и принятие предложенного проекта «Хартии финансовых волонтеров». Были решены вопросы о формах и методах работы по повышению финансовой грамотности в крупных городах и регионах, включены новые важные задачи в программу специальных мероприятий» – рассказал Генеральный директор «Парса Компани Групп» Павел Кожевников.


Среди спикеров и модераторов тематических круглых столов были: Начальник отдела анализа рисков и перспективных технологий финансовой доступности Банка России Юрий Божор, Советник экономический Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Александр Коланьков, Директор Департамента Министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова, Председатель Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России, Председатель Наблюдательного совета НП «САПФИР» Анатолий Гавриленко Председатель Правления НП «САПФИР» Андрей Демченко и многие другие.
Организаторами мероприятия выступили Экспертный совет по финансовой грамотности при Банке России и НП «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР».
Юлия Митрофанова
Фото: Юрий Терещенко

Добавить комментарий

Loading...
Top