Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ФЕМИНИСТКА ПАРАША

ФЕМИНИСТКА ПАРАША

В Театре им. Евг. Вахтангова состоялась премьера спектакля по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце»

Автора, кажется, не сильно созвучного эстетике театра, на знаменитой сцене поставил Александр Корученков, который удачно показал себя здесь двумя симпатичными работами с молодежью. Стильный и яркий «Питер Пэн» уже не первый сезон является одним из лучших спектаклей для детей в Москве. Легкий, остроумный, весь такой «испанистый», спектакль «Ревнивая к себе самой» также прекрасно вписался в репертуар.

И вот – Островский, которого режиссер и педагог уже «размял» со студентами Театрального училища им. Щукина в дипломном спектакле «Бедность не порок». Он теперь в репертуаре Симоновской сцены, и первые показы прошли с успехом.

Комедия «Горячее сердце» – первая премьера сезона на основной сцене, которая требует больших форм, масштабных решений, основательной драматургии. Этому новый спектакль вроде как отвечает, но есть некоторая избыточность по части режиссерских и постановочных находок (художник спектакля Максим Обрезков). Следуя моде, режиссер не обошелся без почти нынче обязательного музыкального ансамбля на сцене (играют музыку популярного автора и исполнителя Петра Налича), которая и так «ломится» от множества действующих лиц и реквизита. То подводная лодка прямо как настоящая выплывает из трюма сцены, то городничий выкатывает орудие – помесь танка с пулеметом, то участники хлыновского перформанса предстают буквально с песьими головами и амбарные ворота движутся туда-сюда…

История главной героини, купеческой дочки Параши, которая любила одного, да замуж за него не вышла, потому что умная была, разыгрывается на фоне местных «страстей» с участием первых лиц провинциальной глубинки. Ее отец Павлин Курослепов, именитый купец не сильно креативного разлива полеживает на чем-то типа печи и несет всякую пургу. Евгений Косарев в своей манере играет недалекого и смешного увальня, молодая жена которого Матрена Харитовна (Анна Антонова) чуть ли не в открытую завела шашни с приказчиком Наркисом. Виталий Семенов ярок и точен в роли этого красавчика – циника и вымогателя. А что женщине еще остается, если муж дурак-дураком? Сексуально озабоченная бабенка Матрена буквально гнобит свою падчерицу Парашу. Но не тут-то было: наша Параша – девушка с характером. Ее играет молодая звезда вахтанговской сцены Мария Бердинских. Любит она представителя золотой молодежи Васю Шустрого, сильно любит. В роли Васи – дебютант Юрий Цокуров. Красавец с гитарой и харизмой. Параша так счастлива, так нетерпелива, что на свидании после разлуки буквально уговаривает любимого поскорее под венец. Пылкая, страстная, она даже в какой-то испанский пляс пускается – не может сдержать эмоций. А тут шум и гам – вроде как воры объявились на дворе у Павлина. Является городничий Серапион Мардарьич Градобоев, чтоб разрулить ситуацию. Очень интересный и новый для него образ создает Евгений Князев. Весь такой революционно настроенный, в кожанке, но …с каким-то смешным дефектом речи. Решительно хватает по подозрению Васю и в каталажку его. Отважная Параша пускается на спасение любимого – по виду прямо Анка-пулеметчица.

И тут на авансцену выкатывается подлодка с подлинным хозяином окрестностей, богатым подрядчиком Хлыновым. В его роли, трудно поверить, но… Сергей Маковецкий. Вечно рефлексирующий интеллигент – таков по большей части его герой. И вот неожиданно артист предстает в новом амплуа, в острохарактерной роли человека, буквально глумящегося над окружающими. А что? Плевать он хотел на мнение людишек – поэтому является в общество в белых подштанниках с небрежно накинутым на плечи шикарным парадным кителем. Первым под руку попался городничий с какими-то претензиями – так он его унижает особо изощренно, распихивая отступные купюры во все места – и спереди, и сзади. Никто ему не перечит, все покорны – магия богатства и безнаказанности…

Ох, не зря сегодня так часто ставят пьесы Островского. Возьми всякую – и прямо в точку попадает. Ну как не подивиться этой самой лодке в поместье Хлынова, на которой он обходит окрестности города Калинова. Это ведь по нашим временам, считай, яхта – самая верная примета немереного богатства. У нас про эти яхты частенько сюжеты возникают. Правда, у классика вместо девичьего эскорта бессловесные приживалы мужского пола часто присутствуют, на этот раз – барин с большими усами, которого очень смешно изображает Александр Павлов.

Пока Хлынов куражился, Параша металась в поисках любимого, чтоб спасти от позора и тюрьмы и убежать в далекие края. Все дорогу ее сопровождал скромный приказчик Гаврило, безответно влюбленный в Парашу. Василий Симонов в этой роли – само обаяние, сама преданность и решимость. Девушка, конечно, по-своему оценила факт предательства Васи Шустрого, готового ради сладкого куска развлекать Хлынова, а не бежать в неизвестность пусть и с любимой. И вот Параша прилюдно делает свой выбор в пользу Гаврюши.

Горячее сердце, она в некоем революционном порыве, как принято у современных фемин-феминисток, в алом платье, произносит пафосный монолог в пользу свободы, равенства и братства, повергая всех в изумление и ступор…

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Валерия МЯСНИКОВА.

 

 

 

Добавить комментарий

Loading...
Top