ЧТО НАШЛИ АРХЕОЛОГИ НА ТВЕРСКОЙ

Тысячи различных артефактов – остатки древних мостовых, фрагменты исторических оград, фундаменты сооружений, в том числе части фундамента Страстного монастыря, Белого города, храма Дмитрия Салунского, а еще денежный клад и инструмент для изготовления фальшивых денег, бытовые предметы обнаружены специалистами в недрах главной московской магистрали.

Находки сделаны во время проведения работ нового этапа благоустройства, определенного программой «Моя улица». Хотя удивительно было бы, окажись земля здесь, как говорят специалисты, «пустой». Ведь корни города уходят в глубину его почти девятивековой истории, сама же Тверская известна уже с ХIV столетия, и два с лишним века стоит здесь главный московский дом, где находилась раньше резиденция генерал-губернатора, а сегодня размещается столичная мэрия. Но каждая находка расширяет наши познания о столице, ее истории, быте людей, хозяйственной деятельности города, его торговых и экономических связях.
«Вообще крупные масштабные строительные проекты, – рассказывает главный археолог Москвы, заместитель руководителя Мосгорнаследия Леонид Кондрашев, – как правило, открывают широкое поле для исследователей материальной культуры прошлых эпох.
Так было при строительстве метрополитена, трассы которого прошли через центральные исторические территории Москвы. Так было в Кремле при строительстве Дворца съездов. Уникальные находки были сделаны в Зарядье, когда там планировали возвести одну из первых московских высоток, да и сейчас Зарядье, где идут работы по созданию парка, преподнесло археологам немало интереснейших сюрпризов. Буквально осыпал серебром археологов Гостиный двор, где был найден клад, состоящий из 94 тысяч монет, очевидно, схороненный еще в Смутное время. Колоссальную коллекцию артефактов – более четырех тысяч самых различных предметов – принесли раскопки на Манежной площади, позволившие создать археологический музей с его главным открытым археологами экспонатом – Воскресенским мостом. А работы археологов, которым представилась уникальная, хотя и горькая, учитывая случившуюся трагедию – пожар здания Манежа, – возможность исследовать культурные пласты, на которых стоит архитектурный памятник, созданный Осипом Бове в 1817 году? Там среди многочисленных находок свидетельств жизни и быта средневековой Москвы археологам, реставраторам, строителям открылся и участок деревянной мостовой ХVI столетия – древней Тверской дороги. После проведенных исследований и реставрации она поступила в выставочный центр археологических исследований, где ее могут увидеть и москвичи, и гости города.

Вспоминаю, как на эту дорогу я чуть было по своему невежеству не ступила, когда Александр Векслер, бывший тогда главным архитектором Москвы, и его правая рука Леонид Кондрашев пригласили меня посмотреть, как идут работы. Я встала на край земляного откоса, уходящего на шестиметровую глубину, и тут же услышала возмущенный голос молодого человека в строительной каске: «На дорогу не наступайте. Обойдите вот здесь». И снова: «Вы что, не видите, куда идете?». Молодой человек буквально выхватил у меня из-под ног какой-то черепичный осколок. Потом запрыгнул снова в раскоп и стал бережно, то с помощью небольшого ножика, а то – обычной одежной щетки, сантиметр за сантиметром очищать от земли полусгнившие, но до сих пор плотно пригнанные друг к другу бревна. Постепенно из-под напластований грунта стали появляться части мощеной деревом довольно широкой мостовой.

Ученые мне объяснили, что это участок древней Тверской дороги, которая начиналась у Троицких ворот и Кутафьей башни Кремля, шла в сторону Моховой, а потом поднималась вверх, в сторону современной Тверской площади и тянулась до стен сначала Белого, а затем и Земляного города. «Засекли» этот участок дороги на глубине трех-четырех метров.

Программа «Моя улица» стала еще одним катализатором археологических открытий. Как известно, в городе законодательно установлены и действуют правила, по которым вся московская земля в границах Камер-Коллежского вала является объектом культурного наследия с особым режимом охраны и проводимых здесь работ. Окончательный вердикт, свое «добро» на их ведение дают археологи. Поэтому в последние годы и удалось найти немало ценнейших новых свидетельств истории города, а не пустить их под ковши строительных машин. Благодаря предложениям археологов внесли изменения в проводившиеся в районе Тургеневской площади земляные работы, обошли остатки фундамента Сухаревой башни. Теперь можно быть уверенным, что не исчезнут бесследно фрагменты Белого города, построенного великим зодчим средневековой Москвы Федором Конем.
«Раскопки в ходе работ в рамках программы «Моя улица», – говорит руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов, – очень важны для исследования города. Когда археологи систематизируют и осмыслят все найденные артефакты, мы будем знать о Москве больше».

Естественно, все работы в рамках программы «Моя улица» ведутся под неусыпным наблюдением и контролем более ста археологов, геодезистов, других экспертов.

«Но еще до старта, – разъясняет Леонид Кондрашев, – совместно с проектировщиками и Комплексом городского хозяйства археологи провели огромную работу по определению участков реконструируемых улиц, которые представляли интерес для науки, обсуждали, как лучше проложить трассу, где и как проложить коммуникации – трубы и кабели, чтобы меньше всего потревожить культурный слой. К сожалению, при реконструкции улицы Горького в 1930-е годы первоначальная трассировка была изменена, улица стала шире. Но мы знали, где нас могут ждать «археологические сюрпризы». Не стали большой неожиданностью и остатки деревянных мостовых.
Вообще изучение дорожных покрытий, городских мостовых может много рассказать сегодняшним жителям, под ногами которых лежит асфальт, а сегодня и плитка, о жизненных путях наших далеких и близких предков. Например, Ломоносов ходил в первопрестольной по деревянным мостовым и тротуарам, дорогам, выложенным «диким камнем». Пушкин подъезжал к знаменитому салону Зинаиды Волконской по орнаменту каменного ковра, устилавшего некогда Тверскую. Остатки деревянных мостовых застал и Гиляровский. Кстати, немало свидетельств дорожного строительства в столице Московии оставили нам и иностранцы, посещавшие ее в начале ХVII столетия. Один из них писал: «Везде большие и широкие улицы, так что могут ехать четыре телеги рядом. В дождик бывает такая слякоть и грязь, что никому нельзя выйти без сапог, оттого-то большая часть их главных улиц имеют деревянную мостовую».

К краю, очевидно, подобной мостовой и прикоснулись на Тверской в районе дома 16 на глубине 1,2 – 1,3 метра строители при прокладке траншеи под кабельную канализацию. Ориентировочно специалисты относят ее к ХVII – ХVIII вв., но более точный возраст находок определит специальная экспертиза, на которую отправлены образцы. Как объяснил Владимир Беркович, который возглавляет работы на объекте, при расчистке археологи обнаружили между ярусами мостовой фрагменты белоглиняной и чернолощеной посуды, нательный крест, обрезки кожаных изделий. Словом, предметы, характерные для культурного слоя исторического города. По верхнему настилу в ХVIII веке прошелся пожар. Часть деревянной мостовой проходит выше. Изначально планировалось сохранить ее полностью под землей, но потом решили часть исторической Тверской показать москвичам.

Заместитель мэра по вопросам городского хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, рассказал, что для этой части улицы будет сделано новое проектное решение. «Мы должны знать, каким был наш город. Поэтому такие решения приняты и по деревянной мостовой, и, безусловно, они будут работать на сохранение истории города», – пояснил он.

Недавно первые результаты работ на Тверской были рассмотрены на заседании научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы. Речь шла и о возможных проектах музеефикации отдельных объектов. Был представлен и проект концепции музеефицирования части стены Белого города, отрытой еще в 2005 году на Хохловской площади. По словам Кондрашева, она очень интересна, но свое первое слово предстоит сказать проектировщикам. Главный архитектор считает, что уже в сентябре этот объект будет представлен на рассмотрение совета, в состав которого входят ведущие специалисты в области археологии и реставрации памятников наследия.

Судя по тому, как тщательно фиксируется каждая находка, ни одна не перейдет в чужие руки. Найденным предметам предстоит тщательное изучение и реставрация, а спустя три года, как установлено законом, они будут переданы в Музей Москвы.
Нина БАТАЛОВА.
фото: gosindex.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x