Среди памятных дат июля есть и такая: 24 июля – день рождения Альфонса Мухи.
Кто такой Альфонс Муха (1860–1939) знают все: чешский живописец, театральный художник, ювелирный дизайнер, автор чудесных плакатов в стиле ар нуво.
В представлении большинства публики художник прочно связан с «fin de siècle» – рубежом ХIХ и ХХ веков, блестящей эпохой в истории европейской культуры.
А ведь он дожил до начала Второй мировой войны и трагически скончался в 1939 году в оккупированной фашистами Праге от сердечного приступа, вернувшись из гестапо с допроса, куда его вызывали, как явного врага III рейха, автора «вредных полотен» на тему истории славян и приверженца панславизма.
Очаровательные дамочки Альфонса Мухи в стиле ар нуво – сегодня заслуженный предмет культа во всем мире и без конца воспроизводятся и в толстых монографиях и в рекламных плакатах, как эталон красоты и изящества.

Однако сам художник считал эту часть своего творчества далеко не главной, а лишь средством раздобыть деньги на создание цикла исторических полотен, посвященных истории славянских народов. Живя в Париже и выполняя заказы стареющей, но по-прежнему великой Сары Бернар, оттачивая свое графическое мастерство и восходя все выше по лестнице славы, Альфонс Муха думал совсем о другом. «Еще в 1900 году, – писал он своему другу, – я решил посвятить вторую половину своей жизни работе, которая помогла бы создавать и укреплять в нас чувство национального сознания».

Помыслами мастер всегда оставался с родной Чехией. Он был горячим приверженцем панславизма и мечтал своим творчеством послужить идее объединения славянских народов, порабощенных Австро-Венгерской и Османской империями. И в самый разгар славы, заваленный выгодными заказами, он принимает решение посвятить себя исполнению своей мечты. Он переселяется в Америку, где намеревается своим трудом заработать деньги, которые помогли бы ему начать работу. Незадолго до начала Первой мировой войны А. Муха совершает большую поездку по славянским странам, собирает материалы, рисует, фотографирует. И, возвратившись наконец на родину, запирается в дворце Збирог, чтобы начать работу над монументальным проектом, Запирается на 20 лет! Итогом его подвижнического труда стал цикл из 20 огромных (6х8 метров) полотен, включающих каждое по нескольку десятков персонажей, объединенных названием «Славянская эпопея».
Первые три полотна, наверное, самые лучшие, художник создал быстро. Они посвящены затерянным в веках началам славянской цивилизации. Автор руководствовался немногими легендами и мифами да результатами археологических раскопок: исторических сведений о тех временах сохранилось мало, да и сейчас их ненамного больше. Действительность он сочетает с фантазиями: над нашими пра-предками парят огромные ипостаси древних языческих богов, потом их сменяют христианские святые. Все видится как бы сквозь дымку истории: «Славяне на исконной родине», «Праздник в честь бога Свянтовита» (языческая обедня), «Введение славянской литургии в Моравии» (обедня христиан как как путь к сплочению на основе единого языка проповеди – церковно-славянского). Полотно «Битва при Грюнвальде» напоминает, как объединенное войско поляков, литовцев и русских в 1410 году железной рукой остановило экспансию немецких рыцарей-крестоносцев на Восток.
Ничего нет удивительного в том, что половину своей эпопеи Альфонс Муха посвящает истории своей родной Чехии. Большая часть этих полотен посвящена движению гуситов (первая половина XV века) – борьбе чешского народа против папского произвола. «Проповедь Магистра Яна Гуса в Вифлеемской часовне» посвящена памяти национального героя, идеолога чешской Реформации, страстно выступавшего против кощунственной торговли индульгенциями и нарушений заповедей Христа католической церковью, осужденного церковным собором и сожженного на площади в Праге. «Встреча в Кржижки» – решение гуситов защищать свои идеи с оружием в руках. Два полотна повествуют о становлении славянской культуры: «Чешскобратская школа в Иванчице» и «Ян Амос Коменский».

Борьбе славян против Османского ига посвящена картина «Микулаш Зринский защищает Сигет от турок». Она рассказывает о подвиге защитников крепости Сигет, взорвавших себя с пороховым погребом и погибших вместе с множеством врагов. Три последние картины цикла оптимистичны, они отражают веру художника в грядущее освобождение и великое будущее славянских народов. «Присяга членов организации «Омладина» («Юность») под славянской липой» – символ национального возрождения. «Отмена крепостного права на Руси» – освобождение братского народа от рабских цепей, событие, имеющее общеславянское значение. И наконец, «Апофеоз славянской истории» – завершение эпопеи. Четыре цвета – четыре эпохи. Древние времена – синеватая дымка. Средние века – красный цвет, времена порабощения – черный. Вспышка ясного золотистого сияния – предвестие свободы. Не только для славян, но и всех народов мира.
В 1928 году Альфонс Муха преподнес свой цикл «Славянская эпопея» в дар городу Праге. К сожалению, из-за огромных размеров полотен не нашлось места для их показа и хранения. После Второй мировой войны они были перевезены в город Моравски Крумлов и размещены на постоянную экспозицию в залах старинного замка.
Олег Торчинский