Сегодня, 12 августа, исполняется 16 лет со дня трагедии, приведшей к гибели подводной лодки «Курск» и унесшей жизни 118 моряков-подводников…
Новейшая атомная подводная лодка, построенная в 1994 году, оснащённая по последнему слову техники, К-141 «Курск» потерпела крушение 12 августа, во время учений в Баренцевом море. Впечатляют даже ее габариты: длина 154 м, ширина 18 м, высота 19 м, массой почти 24 тыс. тонн. Последняя запись в бортовом журнале была сделана в 11 часов 15 минут. В 11:28, когда лодка была уже практически готова к заданию, на ней произошел взрыв. В торпедном отсеке — сквозная пробоина. В 11:30 — второй взрыв, во много раз мощнее первого. После этого подлодка легла на грунт на глубине 108 метров.
«Атомная подводная лодка «Курск» считалась непотопляемой. Она даже могла выдержать прямую торпедную атаку. «Курск» был подлодкой-«левиафаном» с почти мифической репутацией. Эта колоссальная атомная субмарина размером с два гигантских авиалайнера составляла гордость российского Военно-морского флота», – писала британская газета «Обсервер» год спустя после трагедии (статья Мартина Брайта в номере от 6 августа 2001 года).
После того, как «Курск» не вышел на связь в установленное время (в 17:30), на его поиски отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом Вячеславом Поповым. Ранним утром 13 августа «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий».
Официальная версия поступила в СМИ только утром 14 августа:
«ЧП на атомной российской субмарине в Баренцевом море. Подводная лодка «Курск» легла на дно (по причине неназванных неполадок). По данным пресс-службы ВМФ, ядерного оружия на борту подлодки нет, радиационная обстановка в норме».
27 человек сумели укрыться в аварийном отсеке. Они подавали сигналы «SOS», постукивая по стенкам своего будущего саркофага. «Постукиваниями» азбукой Морзе капитан Дмитрий Колесников и его ребята говорили, что кислорода и продовольствия им хватит на 10 дней. Каждый из родственников надеялся, что в числе 27 оставшихся на тот момент в живых, запертых в аварийном отсеке, оказался их муж, сын, брат или дядя…
Однако спасательная операция постоянно откладывалась то по причине плохой погоды, то из-за плохой видимости, то из-за заклинившего люка…
Только 19 – 20 августа к месту крушения были допущены норвежские спасательные судна с новейшим высококлассным оборудованием. В понедельник 21 августа норвежским спасателям-водолазам удалось буквально за считанные минуты открыть злосчастный люк и проникнуть в 9-й отсек «Курска», который на тот момент уже оказался полностью затопленным. Официальное заявление о гибели «Курска» сделал начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак. Позже, в октябре 2000 года, были извлечены 12 тел подводников и начата операция по поднятию субмарины. Работы эти затянулись на целый год, так как было принято решение отпилить торпедный отсек (в нем еще находились готовые к применению боеприпасы и поднимать его было слишком опасно). Акт об их завершении был подписан 22 октября 2001 года. В этой уникальной по сложности операции были задействованы около 120 компаний 20 государств.
В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и её экипажа, а также установить причину катастрофы.
Согласно официальной версии, причиной крушения подлодки «Курск» стал взрыв торпеды («Кит») в торпедном аппарате, что вызвало детонацию других торпед. Некоторые адмиралы и эксперты выдвигали другую версию — о том, что «Курск» мог столкнуться с неким подводным объектом (иностранной субмариной). Однако эта версия официальным расследованием поддержана не была. Неофициально также выдвигались версии, объяснявшие гибель «Курска» столкновением с подводной миной времен Второй мировой войны (а они в Баренцевом море до сих пор, действительно, встречаются) или взрывом новейших супер-торпед «Шквал», ради испытания которых, собственно, и проводились учения. Для Владимира Путина, который за четыре месяца до того стал президентом, эта авария оказалась едва ли не первым публичным испытанием. Миллионы людей, следивших за попытками спасти моряков «Курска», помнят, как президент лишь через 5 дней прервал отпуск в Сочи. 24 августа в Видяеве он встретился с родственниками погибших, а 8 сентября в интервью Ларри Кингу на канале CNN на вопрос о том, что случилось с российской подводной лодкой, ответил: «Она утонула».
Сергей ИШКОВ.
Спасибо,очень хорошая статья.Всегда будем помнить о наших погибших мужественных подводниках.Но и то,что им вовремя не пришли на помощь,тоже не забудем.Если в космос летают международные экипажи,то в этом случае было гораздо важнее бросить все имеющиеся силы на спасение людей, невзирая на военные тайны.Или у нас до сих пор люди-“расходный материал”? Очень жаль.