НТВ ЗАТЕЯЛО «РЕВОЛЮЦИЮ LIVE»

К 100-летию февральского мятежа канал подготовил документальный проект.

Этот шестисерийный фильм снят Владимиром Чернышевым – телеспециалистом по цветным переворотам, за плечами которого такие ленты, как «Революция под ключ», «Белый дом, черный дым» … Нынешний проект — попытка ответить на вопрос, что же привело к величайшему потрясению в 1917-м. Автор задается вопросами: существовали ли такие предпосылки Февральской революции, как заговор генералов, интриги масонской ложи, фактор Распутина, рука Запада – и приходит к выводу: несомненно. И все-таки… «Русь слиняла за два дня… Самое большее – три», – писал Василий Розанов. Как это стало возможно?

В фильме подробно показывается, как страна на протяжении нескольких десятилетий последовательно идет к революции: экономические проблемы, зависимость от бакинской нефти, политические реформы, новомодные интеллектуальные течения, выродившиеся в частности в терроризм… Политические убийства формируют общественный фон, обесценивая человеческую жизнь – через пару десятков лет тысячи погибающих в исторической мясорубке будут расцениваться как необходимые жертвы.

В ленте представлен портрет 19-летней барышни – красивая, талантливая – ей была уготована неординарная музыкальная карьера. Но девица стала террористкой и была приговорена к смертной казни. Портрет девушки на минуту оживает, раздается экзальтированный голос – это речь настоящей фанатички, так напоминающей современных варвар карауловых…

Погружаясь в предреволюционную атмосферу 1917-го, зритель понимает, как же похоже все происходившее тогда на то, что мы наблюдаем сегодня. Дичайшее расслоение общества, невообразимая роскошь, в которой купалась кучка вельмож – и реально голодающий народ. В этой связи весьма красноречиво выглядят факты, озвученные ректором Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Николаем Цискаридзе: русские театры в начале века, по его словам, представляли собой не что иное, как легализованные публичные дома, актрисы поставлялись богачам, причем передавались как знамя – от великих князей генералам, от генералов – купцам…

Все жили со всеми — достаточно вспомнить нравы в семействах Гиппиус- Мережковского, Ахматовой-Гумилева… Вошедшие в моду наркотики, тренд на самоубийства… Нравственное разложение интеллектуальной верхушки не могло не раздражать обычных людей, которых постоянно призывали жить в чистоте и порядке.

Помимо Николая Цискаридзе о разных факторах революционной ситуации в ленте рассуждают писатели Захар Прилепин и Сергей Шаргунов, музыкант Вадим Самойлов. Последний, кстати, записал к фильму саундтрек.

Также в проекте приняли участие потомки исторических деятелей – Троцкого, Деникина, Кшесинской, Гучкова, Родзянко, Молотова, которые анализируют действия своих предков и доказывают, что Февральская революция вовсе не была случайностью.

В фильме цитируются документы, письма, мемуары, художественные произведения, конечно, «Бесы» Достоевского; используются приемы реконструкций.

Во многом лента напоминает проекты Леонида Парфенова, это и немудрено – Владимир Чернышев когда-то  делал репортажи для знаменитой программы «Намедни». В «Революция LIVE», например, строки из художественных произведений — «Оковы тяжкие падут» и «Буря, скоро грянет буря!» — читают Виктор Вержбицкий и Анна Большова – по типу того, как в парфеновской ленте «Птица-Гоголь» фрагменты из сочинений Николая Васильевича декламировала Земфира.

Любопытно в проекте Чернышева подается и переписка между историческими деятелями ХХ века – она напоминает современный ватсап или социальную сеть. Под многими из высказываний ставятся хештеги – это еще один способ напомнить нам, как схожи прошлое и настоящее. Легко ли сформировать протестную среду, легко ли манипулировать общественным расколом – все это будет полезно увидеть многим из нас – пользователям Фейсбука.

Названия каждой серии проекта тоже идут с хештегами. Один из них — «#романовдолженуйти» — вполне могли писать как на заборе в 1917 году, так и в какой-нибудь тогдашней газете. По мнению автора фильма Владимира Чернышева, Николай Романов к февралю 1917-го «был этаким Асадом или Горбачевым, его и внутренняя оппозиция хотела устранить, и коалиция союзников». Почему именно аристократия оказалась инициатором крушения монархии, как императорская семья стала изгоем даже для своих родственников, почему протестным движением вдруг увлеклась творческая интеллигенция – все это вы узнаете из одной из серий фильма.

Переписка, обмен телеграммами, расшифровка телефонных разговоров подводят зрителя к осознанию того, что в истории человечества ничего принципиально не меняется: крутые повороты эпохи скроены приблизительно по одним и тем же лекалам, и последствия у них схожие. «История не оставляет следов, она оставляет последствия», — говорил философ Александр Зиновьев. Последствием Февральской революции стала Октябрьская. И разве обе эти революции не напоминают нам ситуацию с распадом СССР? Разве не по одному и тому же сценарию общество и в начале, и в конце ХХ века погружалось в пьянящее предвкушение перемен, которые обернулись величайшими катастрофами?

Название проекта — «Революция LIVE» — далеко не случайно, оно показывает, что революция живет и сегодня – поскольку вызывает горячие дискуссии и сто лет спустя.

Предпоказ проекта состоялся перед аудиторией, включавшей людей самых разных взглядов. Даже столь мирное занятие, как просмотр фильма, вызвал шквал эмоций. Эдуард Лимонов говорил, что в ленте «мало трупов» и утверждал, что авторы уделили недостаточное внимание самой главной предпосылке революции – Первой мировой войне и умалили роль большевиков. Анатолий Вассерман остался недоволен анализом экономики России начала ХХ века. Максим Шевченко заявлял, что истоки революций 1917-го в XVII веке, когда уничтожали старообрядцев и мучили святых в северных скитах…

Ну а кто из них прав – и прав ли вообще – об этом вы сможете составить собственное мнение: проект стартует на канале НТВ сегодня, 27 февраля, в 23.35.

Илона Егиазарова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x