ГОСДУМА ОДОБРИЛА ИЗМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТА БОЛЕЕ ЧЕМ НА ТРИЛЛИОН РУБЛЕЙ

В пятницу Госдума в итоге споров одобрила в первом чтении изменения действующего бюджета более чем на триллион рублей. От этих триллионов свистит в голове не только у депутатов. Никто не может объяснить, почему объемы денег больше бюджета где-то омертвлены и иногда даже куда-то проливаются, но только не туда, где они нужны для развития страны и благосостояния ее народа, который, собственно, их и зарабатывает.
В седьмом созыве Думы удалось воплотить в жизнь некоторые запросы Думы на парламентский контроль. Бюджетно-финансовые процессы стали прозрачней. Однако яснее от этого не стало.
Согласно представленным данным, доходы бюджета увеличиваются на 1191 млрд рублей. Из них за счет нефтегазовых поступит 720 миллиардов. Их направят в резерв. На расходы по открытой части бюджета пустят всего 193 миллиарда. Но из этих щедрот значительная часть опять же уйдет в уставные фонды банков.
Инфляция заявлена на уровне 3,8 %, причем это не фантастика, а вредительство, отражающееся на снижении доходов населения и падении потребительского спроса.
Представлял бюджет, как всегда, министр финансов Антон Силуанов. Ему было тяжелее обычного. Относительно приличные показатели получаются через манипуляции со статистикой.
Счетная палата практически каждый день выдает два-три материала проверок различных ведомств. Проверки идут как ковровые бомбардировки, и результаты их показывают, что выделенные средства на расходы не использовать во благо никто не может. К тому же значительный объем средств остается за пределами бюджета, но никто не хочет рисковать, пытаясь получить больше денег из бюджета и спихнуть риски на него.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что в законопроект заложен позитивный тренд заявленных на 2017 год темпов экономического роста с 0,6 % в утвержденном бюджете до 2 % в предложенном на сегодняшнее рассмотрение. Однако представленные материалы не содержат информации, за счет каких факторов такой рост будет обеспечен.
Финансирование упорно сдвигается на конец года, и это связано с тем, что нерасторопно работают регионы. Проверки Счетной палаты показывают, основные проблемы концентрируются в регионах, на более низком уровне.
«Эффективность администрирования и ответственность за те решения, которые нужно реализовывать и за те задачи, которые нужно решать, она в основном сосредотачивается на региональном уровне», — заявила Голикова, отвечая на вопрос единоросса Александра Грибова.
Собственно, в чем вопрос депутата: Счетной палате не хватает каких-либо полномочий или законодательного регулирования? Или замечания Счетной палаты просто игнорируют? Речь идет всегда об очень социально восприимчивых отраслях: здравоохранение, ЖКХ, социальная политика, дороги.
Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров начал свой доклад шуткой, которая, может быть, отражает основную проблему бюджетного процесса. Макарову якобы приятно, когда рассматривается вопрос, который, строго говоря, наверное, действительно никого не интересует. Сегодня председатель комитета подъехал к Государственной Думе, у второго подъезда стоят люди, которые чем-то недовольны в столичной реновации. Подъехал к десятому подъезду, стоит один человек, недоволен Набиуллиной. И ни одного человека вокруг Думы, который был бы против того закона о бюджете, который внесло правительство.
«Коллеги, мнение народа надо учитывать», — заявил Макаров и сорвал аплодисменты.
Сегодня единоросс Александр Сидякин задал вопрос: из заключений комитета и Счетной палаты следует, что не состоялись госпрограммы. Мы в этом зале договаривались, как будет этот инструмент работать. В декабре принимаем бюджет, до 1 апреля правительство принимает госпрограммы. Почему вне парламентского контроля? Почему больше половины госпрограмм вообще здесь не обсуждались либо не были представлены?
Ответ Макарова: вопрос очень сложный. Все понимают, госпрограммы не состоялись. В свое время Кудрин инициировал идею госпрограмм как системообразующую для бюджета. Это было сделано с единственной целью вывести эти средства из-под контроля кого бы то ни было. Мы сегодня видим 2,5 тысячи показателей по сорока программам. Эти показатели никто проконтролировать не может. Но десятки тысяч человек и часов очень высокооплачиваемых тратятся на то, чтобы все это заполнить, чтобы бессмысленный бумагооборот кто-то читал, кто-то смотрел, кто-то анализировал.
Все же Макаров прав, очень трудно биться за народ, который в свои внутренние дела не вмешивается, а митингует по таким поводам, где, собственно, бороться уже не с кем и не за что. Приходится изобретать все новые и новые конструкции финансово-бюджетной работы в надежде, что на какой-то итерации бесконечных мучений что-нибудь получится.
В прошлом созыве единороссы, недовольные бюджетом и вынужденные за него голосовать, принялись вместо простого голосования с одобрением сочинять развернутые постановления с перечислением порученческих пунктов, что правительству надлежит сделать. Минфин спорил с каждым пунктом. В результате положительные изменения были, но не кардинальные. Удавалось избежать худшего, но лучшего не добились.
Сегодня Макаров выступил с новой инициативой: «А может быть, нам начинать каждый год в январе месяце после новогодних каникул с того, чтобы заслушивать отчет о том, как выполнены постановления Государственной Думы, которые мы принимаем в течение года, и не только по бюджету, а те, которые мы принимаем в рамках правительственного часа по каждому министерству и ведомству?»
Вячеслав Володин с лету поддержал и попытался заручиться согласием Минфина и СП.
Макаров не унимался: «Мы говорим не о результатах деятельности, а о выполнении тех поручений, которые ставит Государственная Дума в своих постановлениях. И то, что мы с вами принимаем решение за год, мне кажется, мы должны с вами видеть, какой результат наше решение имеет. Я не очень понимаю, какие здесь могут быть возражения».
Зампред Думы Александр Жуков подтвердил, что в январе уже понятно, выполнено поручение или нет.
Голикова думает, это возможно, только постановлений много и порученческих пунктов тоже много, а в каких-то случаях они носят узконаправленный характер. Когда речь идет о какой-то узкой проблеме, чтобы реагировать на ее исполнение, СП надо проводить соответствующие мероприятия. Тогда нужен график, как это будет установлено, чтобы формировать свой  план работы, чтобы это имело смысл.
Силуанов без восторга поддержал, потому что действительно будет понятно: выполнено это за прошлый год, не выполнено? И соответственно можно будет поставить задачи при корректировке бюджетов.

Лев МОСКОВКИН

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x