«БЕССМЕРТНАЯ ТРИАДА» – В МОСКВЕ

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) (Главное здание, Волхонка, 12) начала работу выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. (Из собраний Италии и России).
Представлено 23 полотна , принадлежащих кисти трех великих мастеров Возрождения – Тициана, Тинторетто и Веронезе. Их «отпустили» с превеликими предосторожностями в далекую Россию музеи Венеции, Рима, Флоренции, Болоньи, Вероны, Модены, Неаполя, Турина. Достаточно сказать, что страховая стоимость проекта составила 300 млн евро. Несколько полотен предоставили музеи России – ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж. Собрать их воедино было непростой задачей, но благодаря энтузиазму работников музеев и неистощимой энергии Посла Италии в РФ Чезаре Марии Рагальиние препятствия были преодолены и Бессмертная Триада прибыла в Москву.
Итак, Тициан Вечеллио (1490–1576), Якопо Тинторетто (1518–1594), Паоло Веронезе (1528–1588). Их творчество дало мощный импульс развитию ивописи во всей Европе. На их произведениях учились и будут учиться многие поколения художников всего мира.

Тинторетто «Тайная вечеря» (1547)

Они родились в разных городах. Имели разный социальный статус и образование. Но каждый обладал собственным неповторимым стилем. И в то же время в их творческих судьбах было немало общего. Все они выполняли заказы церквей Венеции, крупных политиков и влиятельных перрон. Они внимательно следили зав работой друг друга, но сумели выработать некий консенсус, исключавший открытое противостояние.

Тициан «Саломея» (ок. 1515)

Экспозиция дает уникальную возможность увидеть рассеянные по всей Италии работы мастеров в едином выставочном пространстве. Это портреты и произведения на религиозную и мифологическую тематику – от работ для частных заказчиков до больших алтарных композиций. И каждое полотно несет собственный подход к раскрытию темы Красоты, оригинальную интерпретацию эротических сюжетов греческих и римских мифов, прославившие на века венецианскую живопись ХVI века – «золотого века» Тициана, Тинторетто, Веронезе!
«Жемчужиной» выставки и ее «лицом» является «Саломея» Тициана (ок. 1515), недаром из 300 страховочных миллионов евро 60 приходятся на нее. Она редко покидала свою частную галерею Дориа Памфили в Риме и впервые приехала в Россию. Трактовка сюжета необычна: коварная Саломея за свою разнузданную пляску потребовавшая в награду голову Иоанна Крестителя, предстает прекрасным и нежным созданием, ставшим образцом красоты для грядущих поколений зрителей.

Веронезе «Воскресение Христа»
Тинторетто «Крещение Христа» (1580)
Веронезе «Снятие с креста» (1541-1549)

Большой удачей является возможность увидеть огромное полотно Тинторетто «Тайная вечеря» (1547) из церкви Сан-Маркуола и превосходную композицию «Венера, Марс и амур» Веронезе из собрания галереи Сабауда (Турин). Впрочем, эта наугад выхваченные примеры. В экспозиции нет второстепенных полотен, каждое из 23-х – шедевр, способный доставить наслаждении поклонникам Прекрасного.
Россия также дала на выставку несколько работ. Эрмитаж представил «Святого Георгия с принцессой» Тинторетто, а ГМИИ – картину Веронезе «Воскресение Христа» . впервые выставленную после реставрации, а также композицию Тициана «Венера и Адонис», без преувеличений ставшую сенсацией! Купленная доктором искусствоведения, главным научным сотрудником ГМИИ, хранителем итальянской живописи Викторией Эммануиловной Марковой ( она является куратором выставки с российской стороны) на аукционе как безымянная копия, она после тщательного исследования была опознана, как подлинник, а ее двойник в испанском Прадо признан копией!
Куратором выставки с итальянской стороны является Томас Далла Коста (Веронский университет). Научный руководитель – профессор Веронского университета Бернард Айкема.
Выставка открыта до 20 августа.
Олег Торчинский.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x