Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > КОГДА ВОСТОК ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЗАПАДОМ

КОГДА ВОСТОК ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЗАПАДОМ

В галерее ARTSTORY (Cтаропименовский пер. 14) открылась выставка малоизвестного на родине, но очень неординарного ташкентско-московско-нью-йоркского художника Александра Кедрина Сад Ветров».
Александр Кедрин (р.1940) – мастер разноплановый. По экспозиции можно проследить разные этапы его творчества. Показаны экспрессивные натюрморты, портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Но сам мастер апогеем своего творчества считает беспредметную живопись, в которой видит средство для выражения в красках и формах изначальной сущности всех вещей и явлений, скрытой за их видимой оболочкой.
Главная творческая «тайна» А. Кедрина заключается в том, что к абстрактной живописи он пришел, в отличие от большинства художников, работающих сегодня в этой манере, не западными (через Василия Кандинского и пр.), а восточными вратами!
Недаром он родился в Ташкенте, в семье известного петербургского графика Вениамина Кедрина, переехавшего с семьей в Узбекистан после революции. Именно отец посоветовал Александру посвятить себя прикладному искусству – керамике.
Молодой художник изучал культуру ислама, в которой художники, cогласно требованию религии «берегитесь изображать Господа или человека, пишите только деревья. цветы и неодушевленные предметы», в течение веков направляли свою фантазию в цветовое и орнаментальное убранство общественных зданий – мечетей, медресе, дворцов знати. Отсюда прихотливая игра растительных узоров, ритмика геометрических форм и особый вид орнамента – каллиграфический для священных надписей.
Все это было в избытке в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Коканде и оказало решающее влияние на творчество молодого художника. Была и еще одна причина. «То, что я керамист, гарантировало, что я в безопасности», – теперь с улыбкой вспоминает художник, имея ввиду идиотическую борьбу, которая велась в советском искусстве с абстракционизмом, сторонники которого воспринималась, как посланцы Ада, готовые разрушить честную соцреалистическую живопись.
А так своими внеклассовыми рельефами, панно и мозаиками в восточном духе Александр оформил множество архитектурных объектов в разных городах СССР. А попутно шло его знакомство с европейским и отечественным модернизмом ХХ века, в результате чего и возник феномен синтеза Востока и Запада в его творчестве.
Есть еще одна важная особенность в работах Александра Кедрина – сопряженность с поэзией. Когда он работает его голове все время «стучат стихи». «Я с детства жив и работаю в формате поэзии… Дядя – Дмитрий Кедрин (1907 – 1945) давно стал хрестоматийным поэтом. Отец в юности был учеником Николая Гумилева… Внутренняя рифма, ритм, оксюморон, аллюзии органично присущи моей живописи. Любую мою тарелку, холст или рисунок я считаю балладой или притчей».
Названия работ Кедрина подсказаны букетом ассоциаций: «Гефсиманский сад», «Семь планет», «Автопортрет в беспределе», «Параллельные миры», «Ноев ковчег» и т. д. А яркое декоративное, напоенное духом Востока полотно «Голубая пиала» выдает влияние «мастера нового Востока» Александра Волкова», автора знаменитой «Гранатовой чайханы».
В пост-оттепельные годы художник тесно общался с московскими художниками и поэтами – Беллой Ахмадулиной, Эриком Булатовым, Эрнстом Неизвестным, Андреем Вознесенским, Виктором Соснорой, Николаем Вечтомовым…Но из друзей «иных уж нет, а те далече…» «Да лече» это и об Александре Кедрине. В 1995 году он с семьей уехал в США, живет и работает в Нью-Йорке. Но на выставку в Москве счел необходимым присутствовать лично и обняться с немногими здравствующими.
Работы мастера находятся в собраниях Москвы, Ташкента, Нукуса, Семипалатинска (Казахстан), Вильнюса (Литва), в музеях США.
Выставка открыта до 26 июля.
Олег Торчинский.

Добавить комментарий

Loading...
Top