«РИСУЙ, ОРЛОВСКИЙ, НОЧЬ И СЕЧУ!»

В Государственном музее А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2) проходит выставка «Наш кудесник, живописец и поэт… Александр Орловский».

. О многих людях первого тридцатилетия ХIХ века – которое сегодня мы называем «пушкинской эпохой», мы помним только потому, что их обессмертил Пушкин – единственным словом, единственной строкой!

С детства нам знакомы строки из «Руслана и Людмилы»: «Бери свой быстрый карандаш, /Рисуй, Орловский, ночь и сечу!» Они посвящены Александру Орловскому (1777–1832), замечательному польско-русскому рисовальщику. Выставка приурочена к 240-летию со дня его рождения.

Александр Орловский родился и получил художественное образование в Варшаве. Во время восстания Тадеуша Костюшко он добровольно примкнул к повстанцам. После поражения эмигрировал в Англию, где издал серию своих рисунков. В 1802 году переехал в Россию, где его покровителем стал великий князь Константин Павлович. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» был удостоен звания академика. С 1819 года – на службе в военно-топографическом депо Главного штаба, главный штабной рисовальщик и живописец. Им исполнены эскизы новых мундиров для русской армии.

Плоды «быстрого карандаша» художника были широко известны далеко за пределами России. «Грациозное остроумие его работ снискало ему европейскую известность. Его простонародные сцены. Лошади, солдаты. карикатуры ценятся знатоками на вес золота» – писал современник (Ф. Ансель). Кстати, «карандаш» – это художественное обобщение поэта. Орловский владел различными графическими техниками и первым в России обратился к технике литографии, ставшей для него любимой. Он работал в Петербурге, Москве, Новгороде, много ездил по стране…

Экспозиция включает около 100 произведений, оригинальных, выполненных им лично, и тиражных. Они размещены в анфиладе зал первого этажа музея и посвящены различным аспектам творчества А. Орловского. «Военно-исторический зал» – сражения, фигуры полководцев, офицеров, лихих гусар». «Народно-бытовой зал» – жанровые литографии, посвященные трудовым низам Санкт-Петербурга – извозчикам, торговцам, ремесленникам, нищим. Особое место отведено излюбленной «дорожной» теме русского искусства и поэзии – лихим тройкам. И снова Пушкин: «Автомедоны наши бойки, /Неутомимы наши тройки». И ее один зал «Портреты и карикатуры». Множество портретов, зачастую иронических, но никогда не обидных. И лохматых автопортретов.

А еще в экспозицию вошли образцы обмундирования русской армии, особенно кавалерии, к которым приложил руку неутомимый художник. И восточного оружия, которое он коллекционировал. Орловский живо интересовался культурой Востока, охотно рисовал башкир, татар, персов, курдов. Особенно конных.

Выставка открыта до 10 июля.

Олег Торчинский.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x