ПАРЯЩИЙ ДУХ ВРАЧУЕТ ПЕСНОПЕНИЕ

В подмосковной Коломне состоялось уникальное событие в рамках фестиваля «Русская опера у стен монастыря». В знаковом месте для города, на Соборной площади Кремля, театр «Геликон-опера» представил оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Этой постановкой завершился театральный сезон известного столичного театра.

Для участников фестиваля это не первый опыт работы оупен-эйр. У себя на родине успешно прошел концерт у стен 1-й Градской больницы в День медицинского работника. Недавно артисты «Геликон-опера» провели концерты в Тюмени, Тобольске.

Когда-то партию Марины Мнишек исполняла в Большом театре Елена Образцова. Опера с триумфом шла в Большом театре в постановке выдающегося оперного режиссера, педагога, профессора Бориса Покровского. Именно в этой трактовке ее поставил в «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. Сохраняя культурные ценности, театр назвал именем великого режиссера один из своих залов – «Покровский». Об этом рассказала генеральный директор благотворительного фонда имени Е. Образцовой, член Общественной палаты РФ и член клуба друзей театра «Геликон-опера» Наталья Игнатенко: «По долгу службы я посещаю все оперные оупен-эйры. Коломна и постановка «Бориса Годунова» у стен древнего монастыря меня восхитили. Я являюсь исполнительным директором международного конкурса оперных певцов имени Е. Образцовой, и мне было лестно, что лауреат этого конкурса Александра Ковалевич исполняла партию Марины Мнишек в Коломне, на фестивале «Русская опера у стен монастыря».
Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» уникален, он создан на базе плодотворного сотрудничества институтов культуры и церкви. У него своя, небольшая предыстория, в основе которой лежат разногласия, произошедшие несколько лет назад между деятелями культуры и церкви в Новосибирске. Те, кто следит за новостями культуры, помнят, что тогда в городе сняли с репертуара местного театра постановку оперы «Тангейзер». Это произошло после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика, что вызывает возмущение верующих. Случай вызвал широкий общественный резонанс, после чего в Москве был собран круглый стол, на котором деятели культуры и РПЦ обсудили создавшуюся ситуацию. Участвующий в этой непростой полемике генеральный директор, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман внес тогда конструктивное предложение, смысл которого заключался в том, что и РПЦ, и современная российская культура занимаются одним делом – врачуют человеческие души. Как не вспомнить тут великого актера, педагога и режиссера, Михаила Чехова, который в своем творчестве воплощал эту идею в жизнь. Бертман предложил создать фестиваль «Русская опера у стен монастыря» под открытым небом, так называемый оупен-эйр, и проводить его в знаковых, культовых местах. Собственно, сама идея не нова. Оперные фестивали оупен-эйр часто проводят в естественных архитектурно-исторических интерьерах на территории замков, площадей и других достопримечательностей. Самым известным из таковых в современной истории является постановка оперы «Аида» у Египетских пирамид.
Идея нашла одобрение в РПЦ, среди деятелей культуры, исполнительной власти. «Борис Годунов» на Соборной площади в Коломне стал третьим спектаклем фестивального цикла, осуществляемого при поддержке Московской епархии и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в рамках губернаторского проекта «Наше Подмосковье».
По словам советника губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиевой, успех фестиваля превзошел все ожидания, его поддержали представители Московской Епархии, а зрители были настолько счастливы встрече с масштабным оперным спектаклем, что никаких сомнений в том, что это плодотворное начинание надо продолжать, уже не было.
Особый интерес представляют творческая и техническая стороны работы над проектом.
«Каждый спектакль под открытым небом уникален, повторить его при всем желании невозможно, — подчеркнул Дмитрий Бертман. — Здесь постоянно что-то происходит: меняется освещение и цвет неба, летают птицы, шумят кроны деревьев. Когда эти «спецэффекты» ложатся на музыку, то результат получается потрясающий. К тому же, история этого места тесно связана с событиями, показанными в опере. Одна из башен Кремля называется Маринкиной, так как в нее была заточена Марина Мнишек, жена Лжедмитрия. Играть спектакли в Коломне – это огромное счастье! Здесь все дышит атмосферой настоящей Руси – стены древнего Кремля, удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Мы влюбились в этот город и с радостью возвращаемся сюда снова».
Перед музыкантами оперного театра тоже своя, непростая задача: их музыкальные инструменты вступают во взаимодействие со звонницами храмов и монастырей, и звучание церковных колоколов вплетатся в партитуру оркестра. Так к классическому звучанию симфонического оркестра театра добавилась еще одна краска: звук колокола из Успенской шатровой звонницы (партия колоколов есть в партитуре оперы).
Придумать лучшие декорации, чем сами стены храмов и монастырей, просто невозможно, да и сама природа склонна прийти в нужный момент на помощь участникам оперного действа – это ли не чудо? Живой звук оркестра, звучание голосов привлекают, кажется, не только зрителей. Заместитель генерального директора — художественный руководитель по продюсерской работе «Геликон-опера» Эдуард Мусаханянц рассказал, что во время сцены коронации Бориса Годунова на Соборную площадь Кремля в Коломне слетелись, казалось, со всей округи, ласточки. Зрители были в восторге оттого, что птицы начали выводить свои трели, вторя голосам артистов и музыке оркестра, и это было незабываемо. «Для постановщика стоит главная задача – использовать весь естественный ландшафт как главную декорацию, — считает Э. Мусаханянц. – К примеру, действие оперы происходит на фоне Успенского кафедрального собора, и царь Борис обращается к святыне храма, иконе Донской Божией Матери». Как известно, она сопутствовала великому князю Дмитрию Донскому во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы был создан преподобным Феофаном Греком. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.
«В этом месте, когда царь молится Донской Божией Матери, у меня мурашки по коже бегали, — делится впечатлением от увиденного жительница Коломны Ольга Кондратьева. – Сегодня фестивалями под открытым небом никого не удивишь, их проходит множество, но этот, на мой взгляд, отличается огромным духовным смыслом. Классическая музыка вообще лечит души, делает людей чище, мудрее. Спасибо всем, кто создал этот шедевр для такой широкой аудитории».
Отснятый в Тобольске ролик постпродакшн помогает зрителю окунуться в это пространство, увидеть весь масштаб происходящего действия с высоты птичьего полета – аж дух захватывает! Третий год подряд проходят постановки под открытым небом в Клину, где, по словам участников, царит потрясающее единение истории, архитектуры, музыки, природы.
И все же оупен-эйр имеет свои особенности. Перед началом спектакля у артистов и организаторов всегда есть опасения: не пойдет ли дождь, не начнется ли сильный ветер? И не отпугнет ли переменчивая погода публику? «Но, как ни странно, природа всегда приходит к нам на помощь, — улыбается Э. Мусаханянц. – Например, в Дмитрове мы всерьез думали, что придется отменить спектакль под открытым небом: прогноз погоды был неутешительным, над городом нависли свинцовые тучи, непрерывно лил дождь. И все же публика начала собираться. Видимо, в небесной канцелярии к нам относятся благосклонно: как по заказу, в назначенное время выглянуло солнце… И дождь возобновился только с последними аккордами оперы…»
Действие оперы «Борис Годунов» происходит в Смутное время, когда после смерти царя Ивана Грозного в России началась эпидемия самозванства.
Этот мотив стал главенствующим в постановке режиссера Дмитрия Бертмана, создавшего пронзительный, глубокий и во многом символичный спектакль вечной темы: жажды неограниченной власти.
Поставленный в 2006 году, «Борис Годунов» в интерпретации Дмитрия Бертмана за годы сценической жизни покорил миллионы соотечественников и поклонников оперного искусства в Европе. Постановка участвовала в престижных фестивалях: в Сан-Себастьяне (Испания), «Барток+» (Венгрия), Фестивале российской культуры в Болгарии, «Днях оперы на Сааремаа» (Эстония); гостила на сценах Новой Израильской оперы и Оперы де Масси (Франция).
А впереди у маэстро новые масштабные проекты. «Совместно с московским правительством в Царицыно хотим провести первый оперный фестиваль», — делится планами Дмитрий Бертман.
Нина ДОНСКИХ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x