БЕЛОСНЕЖНОЕ ЧУДО ИНДИИ

Мавзолей Тадж Махал прославлен в веках как «восьмое чудо света». Он стоит в ста километрах от столицы Индии Дели на южной окраине городка Агра на берегу священной реки Джамуны. Вот уже три столетия люди со всех концов планеты стремятся сюда, чтобы своими глазами увидеть «белоснежное чудо», равного которому нет на земле.

Мы, русские, знаем Тадж Махал по хранящемуся в Третьяковской галерее прекрасному полотну Василия Верещагина и, попав в Агру, спешим сравнить оригинал со знакомой с детства картиной. Сначала приходит разочарование: памятник уже не отражается в водном зеркале, за столетие река отступила, оставив лишь грязную лужу. Затем с облегчением убеждаешься, что мавзолей, кажется, на месте, и уже спокойно присоединяешься к одной из бесчисленных туристических групп, слушающих гидов, которые в миллионный раз пересказывают романтическую историю белоснежного мавзолея – памятника великой любви.

…Любимой супругой падишаха Шах Джахана из династии Великих Моголов (правил с 1628 по 1658 год) была персиянка Арджуманд Бану Бегам, которую с легкой руки ее свекра, императора Джахангира все называли Мумтаз Махал («Возвышенная избранница двора»), по-персидски – Тадж Махал («Венец двора»). Она была выдана замуж в 19 лет. Шах Джахан, тогда еще принц, уже имел одну жену, но именно Мумтаз полностью завоевала его сердце. Он любил ее за скромность, преданность, женственность, за то, что когда он стал императором, никогда не вмешивалась в его государственные дела, но, будучи спрошенной, давала умные и дельные советы. Любили ее и окружающие: она. как могла заступалась за впавших в немилость, даже за осужденных на казнь. С мужем она никогда не расставалась и сопровождала его во всех походах. В 1630 году она скончалась во время родов (четырнадцатых!), когда ей было 39 лет. Перед смертью Мумтаз попросила мужа выполнить две ее просьбы: не жениться, чтобы не было соперников у ее детей (у них уже было 4 сына и 6 дочерей) и – построить в ее память мавзолей, которому не было бы равных на земле. Шах Джахан поклялся выполнить ее пожелания.

Он собрал совет лучших зодчих не только Индии, но и всего восточного мира: из Шираза и Бухары, Самарканда и Багдада, Дамаска и Стамбула. В Агру были доставлены планы и изображения всех знаменитых архитектурных сооружений Востока, были рассмотрены сотни планов и предложений, Ученые спорят до сих пор, кто был тот гениальный мастер, чей проект удовлетворил всех. Чаще других называется имя Устада Мохаммеда Исы Эффенди, византийского турка, работавшего то ли в Иране, то ли в Кашмире. Кстати, сам император был образованным архитектором, и несомненно принимал участие в создании мавзолея, причем его слово было решающим. Строительство мавзолея было закончено в 1648 году, а еще через пять лет был завершен весь комплекс. Известно, что мрамор для постройки выпиливался в каменоломнях Макхана (теперешний штат Раджастан). Главные каменщики были из Дели и Кандагара (Афганистан), возведением куполов руководили Хан Руми из Стамбула и Шариф из Самарканда. Декоративными работами ведали мастера из Бухары и Дели, садоводы были из Бенгалии, художники – из Багдада, Дамаска, Шираза. Все они принесли в Агру лучшее, чем обладала архитектурная мудрость их стран. Но памятник получился индийским. Иначе и быть не могло: в создании его главное слово принадлежало индийским зодчим, включая императора, в основном индийцами были строители, материалы и их обработка – тоже местными. Да и приезжие мастера были достаточно мудры и тактичны, ибо сделали главными прототипами мавзолея лучшие памятники могольской Индии – мавзолей Хумаюна, прадеда императора в Дели и мавзолей Акбара, его прадеда, здесь же, в Агре.

Тадж Махал – это целый комплекс построек, окруженный высокой стеной из красного песчаника и включающий четверо ворот, парк с бассейнами и фонтанами, мечеть, вспомогательные службы, Но над всем ансамблем властвует белоснежный мавзолей, где покоятся Мумтаз Махал и сам Шах Джахан. Лучший вид на него открывается через арку монументальных и очень красивых южных ворот. Ныряешь в полутемный пролет арки, и когда выходишь по другую сторону, вдалеке, строго по фронту возникает Тадж. Именно такой, как на бесчисленных открытках и фотографиях: теплый белый мрамор, четыре стройных минарета, фланкирующие высокую платформу. И купола: четыре маленьких и в середине – главный, напоминающий огромный, совершеннейшей формы воздушный шар. Индийцы называют его «облачком, застывшим на небесном троне». А по бокам стоят два здания из красного песчаника, как две служанки, подчеркивающие красоту своей госпожи. Ни фотографии, ни картины не передают главную особенность мавзолея – его невесомость: он как бы плывет над землей, чуть покачиваясь в синем небе. Главная заслуга строителей в том, что зритель не воспринимает их детище как сложнейшей конфигурации архитектурное сооружение высотой с 20-этажный дом, а видит лишь его легкую, невесомую красоту.

Внутри мавзолей не так лаконичен, как снаружи, стены сплошь украшены сказочными деревьями и цветами из полудрагоценных камней, сплетающимися в один большой ковер. В главном зале находятся два богато украшенные кенотафа (ложные гробницы). Настоящие захоронения Мумтаз Махал и Шах Джахана – внизу, в глубоком подвале. На каждом натянут шелковый покров, усыпанный лепестками роз, горят светильники, ощущение такое, что эти люди похоронены только вчера. Только тут вспоминаешь, что Тадж Махал – гробница. Наверху же получился памятник жизни и вечной любви.

Говорят, император мечтал построить через реку для себя такой же мавзолей, но из черного мрамора, а соединял бы два памятника черно-белый мост. Но черного мавзолея не построили. Строительство Тадж Махала опустошило казну, разоренные крестьяне бунтовали, недовольны были муллы и придворные. Воспользовавшись моментом, власть захватил второй сын императора – Аурангзеб, жестокий мрачный фанатик. Он заточил отца в крепость Агры, оказав ему единственную милость: из узкого окна тюремной камеры был виден Тадж Махал. Перед смертью, говорится в летописи, больной немощный старик попросил поднести его к окну, взглянул в последний раз на память о своей любви и «погрузился в глубокий бесконечный сон».

Суровый Аурангзеб оказал отцу еще одну последнюю милость: он приказал похоронить его рядом с любимой, чтобы они больше не расставались.

И напоследок одна небольшая деталь. В списках камней, которыми инкрустированы стены Тадж Махала числится камень «дахана-и-феранг». Это не что иное, как доставленный в Агру из далекой холодной России уральский малахит.

Олег Торчинский

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x