ЛИТЕРАТУРА ВНЕ ВРЕМЕНИ В ПРОСТРАНСТВЕ HOMO SOVETICUS

В Центральном доме литераторов впервые вручена Международная премия имени Фазиля Искандера.
Весьма странно видеть Дом литераторов пустым, где бродят тени забытых предков. На время мероприятия открыли книжный киоск.
Мероприятие прошло с явным диссидентским настроем и очевидно обращено в прошлое. ММКВЯ, на которой организаторы, безусловно, были, со всеми ее новыми именами на их отношении к авторскому набору не отразилась. Нигде не отражена волна новой русской литературы, кроме, может быть, некоторых авторов кровоточащего Донбасса в Госдуме благодаря стараниям Вячеслава Никонова.
Приветствие Минкульта Владимира Мединского организаторы конкурса получили и огласили. Можно по-разному относиться к советскому прошлому и несоветскому настоящему, но и писатель и журналист вынуждены считаться с доминантой общественного мнения, а оно на удивление возвращается к состоянию, презрительно названному Homo soveticus. Звучит сейчас по-новому гордо. Чрезвычайно важно возрождение отечественных международных проектов.
Только что прошел конкурс фотожурналистов Андрея Стенина. Нам остро нужны национальные конкурсы в поэзии и литературе, свободные от зависти и всяческого неадекватного влияния. Имя Фазиля Искандера очистит чувства и соединит либералов с новыми Homo soveticus. Любовь Искандера мотивирована тем, что он философски раскрывает феномен Homo soveticus, что, собственно, и описали своими писательскими словами участники мероприятия. Блестящая идея Бориса Евсеева.
Надо отдать должное Пен-центристам, они не просто хорошо говорят, но говорят с прекрасной четкой дикцией, что в наше время подарок для журналиста и одновременно свидетельство чистой совести людей, которым не стыдно за свои дела и своей ролью можно гордиться.
Провел церемонию награждения Борис Евсеев, вице-президент Русского ПЕН-центра, председатель оргкомитета премии им. Фазиля Искандера и автор идеи конкурса.
Фазиль Искандер (1929 — 2016), крупнейший мастер прозы ХХ — ХХI веков. Искандер возродил эпический строй литературы, новаторски насытил эпос остросовременным, но и глубоко философским содержанием. В то же время ему удалось наполнить свои повести и романы неизъяснимым «искандеровским» юмором. В августе 2016 года Русский ПЕН-центр учредил Международную премию имени Фазиля Искандера, именно живой премиальный проект увековечит память великого писателя, закрепит его преемственную связь с миром сегодняшней литературы.
Премия в трех номинациях – проза, поэзия, а также киносценарий по произведениям Искандера – вручена за произведения, написанные на русском языке и вышедшие отдельными книгами или в виде журнальных публикаций.
В первом премиальном цикле приняли участие писатели из Москвы и Санкт-Петербурга, из Сухума и Красноярска, Владивостока и Калининграда, Казани и Владимира, Петрозаводска и Твери, Армении, Кыргызстана и с Украины.
В попечительском совете премии – министр культуры Республика Абхазия Эльвира Арсалия, поэт Антонина Хлебникова-Искандер, вдова писателя, председатель правления Московской абхазской диаспоры Беслан Агрба. Председателем попечительского совета премии стал поэт и публицист Юрий Кублановский.
В короткий список соискателей во­шли известные прозаики, поэты и киносценаристы Андрей Анпилов, Аслан Галазов, Александр Кабаков, Александр Кабанов, Александр Мелихов, Дмитрий Новиков, Роман Рубанов, Эдуард Русаков, Александр Снегирев, Роман Сенчин, Дмитрий Тонконогов, Ричард Чкадуа, Ганна Шевченко.
Лауреаты получили денежную премию из средств государственного гранта в соответствии с распоряжением президента РФ и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз ректоров».
Открывая церемонию, Борис Евсеев сказал: «Имя Фазиля Искандера не стадионное, оно проникает в сердце каждого. Такого глубокого, мудрого писателя на Руси давно не было. А ведь он пришел из Абхазии. Мать его абхазка, отец иранец. И он стал выдающимся русским писателем. Я люблю музыку, люблю музыку слов Фазиля Искандера. Он видел десятки, а на всю страну их миллионы, несчастных людей. Одни несчастны из-за своей бедности и боязни стать еще бедней. Другие несчастны, что разбогатели, но боятся, что не смогут сторожить свое богатство. Третьи несчастны оттого, что просто не знают, для чего жить. И все вместе несчастны оттого, что будущее страшит их хаосом жестокой бессмыслицы. Сюжет существования важнее всяких экономических законов. Сами экономические законы могут работать только тогда, когда у человека есть сюжет существования. Если вкладчики не верят, банк лопается. Если граждане страны не улавливают сюжет существования, государство разваливается. Дайте сюжет, дайте сюжет! И наши конкурсанты, наши лауреаты дали сюжет. Премия имени Фазиля Искандера открыта!»
Председатель жюри Евгений Попов признался, что говорит и импровизирует гораздо хуже, чем Борис Евсеев, поэтому текст, что он думает о Фазиле, заготовил заранее: «С каждым годом растет и растет осознание того, что Фазиль Искандер — великий писатель по самому высшему божьему счету. Настоящий, а не выдуманный классик мировой, не только отечественной литературы. Смешливая нежность и целебный яд замечательных его книг спасли от одичания не одну российскую душу, которой пытались внушить, что она советская. На «Созвездии Козлотура» и «Сандро из Чегема» выросло несколько поколений жителей нашей огромной страны. Фазиль Искандер просто и понятно сказал всем нам: «Если нечем распилить свои цепи, плюй на них, может, проржавеют». И, преисполненный пессимистического оптимизма, смело заглянул в будущее, совершенно справедливо заметив: «Когда исчезнет то, что зло сейчас, наступит то, что зло завтра». Не знаю, догадывался ли он о своем величии, но он никогда и никому не навязывал свое собственное мироощущение. Его личное поведение, нежелание конфликтовать по мелочам, но никогда не отступать в главном – образец для членов Русского ПЕН-центра. Вот почему эта наша премия носит его имя. И если Аксенов и Солженицын — две головы двуглавого орла, одна голова глядит на Запад, другая – на Восток, то Фазиль Искандер – это тело империи. Возвращаем независимому патриоту, любимому сыну Абхазии и России, гражданину мира, Фазилю Искандеру его же собственные строки:
Присядь же на обломок жизни
И напиши еще хоть раз
Для неулыбчивой Отчизны
Юмористический рассказ.
Грустно, да, грустно, что его сегодня нет с нами на этом празднике талантов, но жизнь продолжается. Жизнь – вечна, и это лишь один из тех многих уроков, что преподал нам Фазиль Абдулович Искандер.
Спасибо Тоне Искандер, его верной спутнице, разрешившей дать премии его имя. Спасибо Сандрику, Сандро из Москвы, верно хранящему память об отце».
Борис Евсеев огласил приветствие министра культуры:
«Приветствие финалистам и лауреатам премии имени Фазиля Искандера
Уважаемые друзья! Рад приветствовать первых финалистов и лауреатов Международной премии имени Фазиля Искандера, автора «Созвездия Козлотура», «Кроликов и удавов», «Сандро из Чегема» и многих других литературных шедевров. Фазиль Искандер по-особому дорог нам, россиянам. Его щедрый дар, неподражаемое мастерство, честность и принципиальность стали настоящими символами целой эпохи. Наследие Фазиля Абдуловича очень важно для нас и сегодня, ведь благодаря ему молодежь, увлекающаяся литературой, встает на собственный неповторимый, глубоко ответственный и обдуманный творческий путь. От всей души поздравляю участников, учредителей и организаторов конкурса с этим замечательным событием в мире литературы. От всей души желаю проекту дальнейших успехов. Надеюсь, инициатива получит достойное развитие, главное поспособствует популяризации творчества бессмертного Фазиля Искандера.
Владимир Мединский, министр культуры РФ».
Предваряя вручение дипломов, Евгений Попов сказал, что «премия привлекла колоссальное писательское внимание. Я внимательно прочитал произведения всех тридцати прозаиков, соискателей премии имени Фазиля Искандера. Выбор шорт-листа был для членов жюри очень трудным. Премия привлекла большое писательское внимание, в конкурсе участвовали высококлассные произведения авторов различного опыта, известности и возраста. От, условно говоря, современных «классиков» до писателей, которые пока носят титул «молодые», от жителей мегаполисов до обитателей «глубинки». Всех их объединяет талант, искренняя преданность настоящей литературе, отсутствие пошлости, «чернухи» и попсового глянца. Будь моя воля, шорт-лист был бы вдвое больше. Вот почему главным критерием отбора стали, с одной стороны, значимость текста, писательская состоятельность произведения, оригинальность темы и ее изложения, а с другой, как это и сказано в преамбуле премии: соответствие текстов «искандеровским традициям добра, человечности, красоты», где бы явно просматривался сюжет существования человека, сюжет существования наций, этносов и регионов. Выбор был чрезвычайно трудным. Здесь равноценные люди, которые хорошо относятся друг к другу. А ведь ревность разъедает как ржавчина».
Особое внимание Попов уделил лауреату Эдуарду Русакову. Русаков, пожалуй, самый крупный и заметный из ныне живущих по ту сторону Уральского хребта прозаиков. Уникальный стиль, сочетающий несочетаемое. Прекрасно усвоенные уроки Достоевского, Чехова, Кафки вкупе с жесткостью сибирских реалий дают необычную, нигде более мною не виданную и нечитанную фантасмагорическую картину Сибири с ее лагерями, медведями, тайгой и безумными, симпатичными мечтателями, ее населяющими. «Боль, всюду боль!» – мог бы воскликнуть писатель вслед за Фазилем Искандером, но он предпочитает говорить собственным языком. Написал за свою жизнь Эдуард Русаков очень много и если бы жил в Москве, то его имя, уверен, было бы на устах у всех любителей литературы.
Русаков, я считаю, НЕЗАСЛУЖЕННО МАЛОИЗВЕСТЕН. Его нужно читать и перечитывать. Русаков легко, играючись за долгие годы литературной работы создал симпатичнейший эпос, собственную Йокнапатофу и Чегем. Книга «Майский сон о счастье» этот эпос достойно представляет. В конкурсе, как я уже говорил, участвовали высококлассные произведения современные русских писателей различного опыта, известности и возраста. Высококлассные, подчеркиваю! Но книга Русакова, на мой взгляд, по умонастроению и письму наиболее «фазилевская», отчего выбор жюри и остановился именно на ней. Роднит его с Искандером и то, что он не чурается журналистики, сотрудничает с лучшей сибирской газетой «Красноярский рабочий».
Русаков не смог приехать из Красноярска и прислал речь:
«Уважаемые дамы и господа!
Дорогие коллеги-писатели, собратья по перу и по пирам!
Позвольте выразить всем присутствующим глубокую благодарность за внимание к моей скромной персоне. Особенно благодарен тем членам жюри, которые поддержали мою кандидатуру. Жаль, конечно, что по состоянию здоровья сам я не смог принять участие в этой замечательной церемонии. Надеюсь, вы меня за это простите.
Рад, что стал лауреатом именно этой премии, так как всегда высоко ценил творчество Фазиля Искандера, одного из лучших российских писателей, автора талантливых стихов и рассказов, еще в юные мои годы поразившего меня своей повестью «Созвездие Козлотура», а позднее заставившего влюбиться в роман-эпопею «Сандро из Чегема». Мне всегда были близки его ирония, юмор и трезвый взгляд на мир, его мудрое отношение к жизни и смерти, его саркастичный оптимизм – без иллюзии, но и без отчаяния и безысходности. Особенно мне близки слова Искандера о том, что «сатира – это иная любовь к людям, к родине, может быть к человечеству в целом».
Хотелось бы верить, что эта «оскорбленная любовь» ощутима и в моих рассказах и повестях, в том числе и в тех, что вошли в книгу «Майский сон о счастье», за которую меня наградили этой премией. В своей прозе я стремлюсь сочетать исповедальный лиризм, жесткую иронию, гротеск и притчу.
Что касается моих политических убеждений, то я всегда избегал любого радикализма и, оглядываясь на Пушкина, старался быть одновременно и либералом, и патриотом. А разве нельзя с равной силой любить и Родину, и свободу? И если мне скажут, что Родина наша далека от совершенства, и спросят, за что же ее любить? – я отвечу: – За то, что она родная! И это, поверьте, не тавтология, не игра слов.
Я, извините, бывший психиатр (впрочем, психиатры, как и чекисты, бывшими не бывают) – и мне очень не хочется, чтобы наша планета превратилась в одну огромную палату номер 666… И чтобы этого не случилось, люди культуры, и прежде всего писатели, должны позаботиться о душевном и духовном здоровье своих читателей. Целебная роль литературы – очень важна. Пробуждать чувства добрые – вечная цель писателей. И я по мере моих угасающих сил стараюсь это делать.
Говорить о своих творческих планах не буду. Мое хозяйство – не плановое, но и не стихийное. «Ни дня без строчки» – не мой девиз. Могу и за месяц не написать ни строчки, а могу и весь день просидеть за письменным столом. Будет вдохновение – будут новые тексты. Время покажет. Бог подскажет. Спасибо за внимание и понимание.
Эдуард Русаков».
Отвечая на вопросы «МП», Евгений Попов сообщил: «У нас идет жизнь в Пен-клубе, кроме премии Искандера, которая значительное событие, сейчас у нас новый огромный проект — издание электронных книг писателей, членов Пен-центра. И конечно же, лауреаты все будут там».
Борис Евсеев со своей стороны рассказал: «Идея конкурса возникла из любви к Искандеру, чтобы не пропала эта необычная струя. Вот как чеховская не должна была пропасть. А вот толстовская не могла пропасть по определению: глыба там и так далее, мощнейший, мой любимый писатель. Но чеховская интонация в литературе, она совершенно неповторима. То же самое произошло с Фазилем Искандером. Его интонация в прозе. Ей абсолютно нельзя подражать. Вот эта мягкость, афористичность, некоторая такая легкая саркастичность, осенняя такая и в то же время с улыбкой. Она должна продолжаться. У нас очень много мрачных вещей, а у Искандера был неповторимый юмор. У нас очень мало эпических вещей сейчас. Их очень мало, уверяю вас. Говорят, что эпос пропал, устарел, отошел. Ничего подобного, покуда Земля жива, будут попытки написать какой-то эпос. «Сандро из Чегема» – это настоящий поразительный эпос. Конечно же, верно говорят, что такой же эпос, который создал Габриэль Гарсия Маркес, похожий. Или такой же, как создавал Фолкнер из североамериканского. Мы очень хотели оставить вот эту искандеровскую линию, чтобы она продолжалась. Не эпигонски, ни в коем случае, а продолжалась как расширение и уточнение и возвеличение.
Сурового ограничения по жанрам мы не вводили. Искандер писал романы, рассказы, стихи. Дух Искандера, безусловно, должен присутствовать. Но без подражания, а продолжение его такой человеческой, глубокой, философской. Он же философ. У нас мало литературных философов. Он настоящий философ, такой философской лирики в прозе и такой остроты в лирике. Мы присудили тем, кто выдвигался. Мы рассматривали только те произведения, которые к нам поступили. Донбасских произведений у нас не было, мы бы с удовольствием рассмотрели. Всего год премии, и она еще не успела набрать известность. Я думаю, что с помощью «Московской правды» и других СМИ будем больше. Наоборот, мы хотели открывать новых авторов и новые есть имена. Кто, например, Ричарда Чкадуа знал? Никогда в жизни не слышал этого писателя, но он прекрасно проявил себя в этой премии. Он безоговорочно вошел в финал и был близок, чтобы победить, но дали другому. Поэтому мы с огромным вниманием относимся и мы вводим новую номинацию для молодых прозаиков и поэтов Абхазии и Кавказского региона. Там будет много новых имен.
Премия будет расти. У нас были люди с Украины. Кабанов украинец, живет в Киеве. Были из Киргизстана, из республик бывшего Советского Союза. Я уверен, что скоро подтянутся и другие республики бывшего Советского Союза. Премия, безусловно, выполняет интегрирующую роль, и Искандер ее выполнял. Искандер не занимался политикой, он не говорил «Абхазы хорошие, грузины плохие». Мне вчера звонил Александр Эбаноидзе [главред журнала «Дружба народов»], хотел прийти, но уехал в Ясную Поляну, сказал «Как хорошо, что сделали премию Искандера». Эбаноидзе грузин, и были конфликты абхазов с грузинами, но Искандера он уважал как личность, как писателя, который превыше политики. Он ею не занимался и соединяет. А те, занимается круто политикой, они разъединяют. Такая жизнь».
Лев МОСКОВКИН.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x