НОВОГОДНИЕ ЧУДЕСА ПО-СОВЕТСКИ

Инна Овсеенко со своей коллекцией.

Во Всероссийском Музее декоративно-прикладного и народного искусства решили отметить Новый год в ретро стиле, а проще говоря, по-советски — проектом «Новогоднее чудо».

Новая экспозиция – это своеобразный ремейк советского детского праздника «Новогодняя Ёлка». Все, кто попадает в это пространство, так или иначе, соприкоснутся с воспоминаниями о традициях новогодних праздников, принятых в СССР. Как известно, Ёлка, Дед Мороз и Снегурочка появились у советской детворы лишь спустя 20 лет после победы революции. И поначалу новогоднее убранство не было таким ярким и блестящим, к какому привыкли современные дети. Вот как это было, когда малышами были их прадедушки, бабушки, родители – в новой экспозиции. Центральное место занимает коллекция елочных украшений 1930 – 80-х годов Инны Овсеенко: картонные, ватные и стеклянные новогодние игрушки. Собранные вместе они дают представление о том, какие были материалы – от более дешевых до очень дорогих и хрупких. Как менялась мода и сюжеты – от сказочных героев и представителей профессий до героев космоса. Например, разработкой елочных игрушек занимался ВНИИ игрушки в 1937 -1938 годах: тогда на елках засверкали дирижабли, самолеты, танки, пограничники, регулировщики…

Японская кукла.
Японская кукла.

Важной составной частью выставки стали новогодние и рождественские открытки и фотографии первой половины ХХ века. Образы советской действительности узнаваемы всеми с раннего детства. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые советские дети на фоне новогодних елок и башен Кремля, затем появились Деды Морозы и Снегурочка. Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1950-60-х годах. Увеличилось количество сюжетов: появляются такие мотивы как освоение космоса, в зимних пейзажах изображались различные персонажи, спускающиеся с дирижаблей с подарками…

В пространстве выставки помещены и современные авторские елочные украшения выполнение из ткани с применением оригинальных материалов с приемами росписи. В экспозицию органично вошел проект «Зимние каникулы ученицы 2-го класса Аллочки Светиной», над которым работали известные московские художники Алла Бедина (живопись, графика, дизайн, вышивка) и Светлана Ланшакова (офорт, фотография, вышивка). На выставке представлена часть большого проекта «Пушкин – Примус – Патефон». Новогодний стол должен был ломиться от яств: шпроты, бутерброды с икрой, торты, украшенные кремовыми розами, перекочевали со страниц книги «О вкусной и здоровой пище» на ветки пушистой пахнувшей смолой елки (искусственных тогда не было). Не забывали и о спортсменах, и об артистах… С юмором и доброй иронией художники воспроизвели эти игрушки, так что дети ХХI века могут познакомиться с тем, как праздновали Новый год дети Страны Советов и прочесть об этом в дневнике ученицы 2-го класса Аллочки Светиной…

Авторские елочные украшения художников Аллы Бединой и Светланы Ланшаковой.
Авторские елочные украшения художников Аллы Бединой и Светланы Ланшаковой.

Чудесная, очень добрая и познавательная выставка «Новогоднее чудо». Но это еще не все подарки к Новому Году. Девочкам должны очень понравиться японские традиционные куклы «Кукольной студии ТОМО». Такие куклы впервые появились в эпоху Эдо (1603 – 1868) как воплощение образа известного в то время актера Кабуки по имени Саногава Ичимацу. Студия начала делать куклы около 30 лет назад, и теперь она известна не только в Японии. Это чудо можно теперь увидеть и в Москве.

Ирина ШВЕДОВА, фото автора

На снимках: Инна Овсеенко со своей коллекцией. Авторские елочные украшения художников Аллы Бединой и Светланы Ланшаковой. Японские куклы.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x